Реорганизация увольнение главный бухгалтер

Реорганизация увольнение главный бухгалтер

Содержание

Изменение условий трудового договора и увольнение бухгалтера при смене собственника: читаем свежие разъяснения Роструда

Реорганизация увольнение главный бухгалтер

Изменение условий трудового договора и увольнение бухгалтера при смене собственника: читаем свежие разъяснения Роструда

9 октября 2019 Марина Басович Налоговый журналист, опыт работы более 10 лет

Специалисты Роструда подготовили памятку, посвященную оформлению трудовых отношений с работниками. В ней даны ответы на следующие вопросы.

В каких случаях работодатель может изменить условия трудового договора? Что делать, если работник не соглашается с новыми условиями? Нужно ли при реорганизации уволить работников, а потом принять на работу в новую организацию? Можно ли расторгнуть трудовой договор с «обычным» бухгалтером в случае смены собственника имущества организации?

Работодатель вправе скорректировать условия трудового договора в связи с организационными или технологическими изменениями условий труда (ч. 1 ст. 74 ТК РФ).

Бесплатно составить и распечатать трудовой договор

К числу организационных изменений могут быть отнесены:

  • изменения в структуре управления организации;
  • внедрение форм организации труда (бригадные, арендные, подрядные и др.);
  • изменение режимов труда и отдыха;
  • введение, замена и пересмотр норм труда;
  • изменения в организационной структуре предприятия с перераспределением нагрузки на подразделения или на конкретные должности, в результате чего изменилась система оплаты труда.

В число технологических изменений условий труда могут входить:

  • внедрение новых технологий производства;
  • внедрение новых станков, агрегатов, механизмов;
  • усовершенствование рабочих мест;
  • разработка новых видов продукции;
  • введение или изменение технических регламентов.

Не допускается изменение условий трудового договора по иным причинам, а также фактическое изменение трудовой функции работника.

Если работник не согласен с новыми условиями

Работодатель обязан письменно предупредить работника об изменении условий трудового договора не позднее, чем за два месяца. При этом человек вправе отказаться от работы в измененных условиях.

В таком случае сотруднику нужно предложить другую работу (вакантную должность соответствующей квалификации, или нижестоящую вакантную должность, или нижеоплачиваемую работу), не противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Бесплатно оформить и распечатать приказ по форме № Т‑1

При отсутствии у работодателя другой работы или при отказе сотрудника от предложенной работы трудовой договор прекращается (ч. 7 ст. 77 ТК РФ). При этом отказ работника от предложенной работы должен быть подтвержден письменно.

Что сделать при увольнении работника, не согласного с новыми условиями

При увольнении сотрудника на основании части 7 статьи 77 ТК РФ работодатель обязан:

  • выплатить выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка;
  • произвести полный расчет, включая компенсацию за неиспользованный отпуск;
  • выдать на руки следующие документы: трудовую книжку; справку о заработке за два календарных года, предшествующих году увольнения; сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах по обязательному пенсионному страхованию.

Бесплатно рассчитать аванс и зарплату с учетом всех актуальных на сегодня показателей

Изменение трудовых отношений при реорганизации

Учредитель (участник, собственник) вправе произвести реорганизацию компании, изменить ее подведомственность (подчиненность). В отличие от работодателя, учредитель не является стороной трудового договора (исключение — трудовой договор, заключенный с руководителем организации).

Реорганизация, изменение подведомственности (подчиненности) или типа учреждения не являются основанием для расторжения трудовых договоров с работниками (ч. 5 ст. 75 ТК РФ).

При реорганизации трудовые отношения с работниками продолжаются. Если другие условия трудового договора не изменяются, в действующий трудовой договор (а также в трудовую книжку) следует внести только лишь изменения в части наименования и реквизитов нового работодателя.

Увольнять сотрудников и принимать на работу в новую организацию, в том числе, в порядке перевода, не следует.

Увольнение работников из реорганизуемой компании с последующим приемом (всех либо части из них) на реорганизованное предприятие незаконны, поскольку в нарушение части 5 статьи 75 ТК РФ при этом происходит расторжение трудового договора.

Если условия трудового договора не меняются, согласие работника на продолжение работы после реорганизации компании не требуется, но у него есть право отказаться от продолжения такой работы.

При отказе работника от продолжения работы в связи с реорганизацией, изменением подведомственности (подчиненности) или изменением типа государственного или муниципального учреждения, трудовой договор с ним прекращается на основании пункта 6 части 1 статьи 77 ТК РФ. Увольнение при отказе работника от продолжения работы в связи с реорганизацией — прерогатива «нового» работодателя (ст. 76 ТК РФ).

Сдайте всю отчетность за вновь созданную или реорганизованную компанию через интернет Сдать бесплатно

Кого можно уволить при смене собственника имущества организации

Изменение состава учредителей (участников) юридического лица не может рассматриваться как смена собственника его имущества. Смена собственника не всегда сопровождается изменением работодателя — юридического лица. Если собственник поменялся, а работодатель остался прежним, то корректировки в трудовой договор и трудовую книжку не вносятся.

Новый собственник имущества вправе не позднее трех месяцев со дня возникновения права собственности расторгнуть трудовые договоры со следующими работниками:

  • руководителем организации;
  • заместителем руководителя организации;
  • главным бухгалтером (ч. 1 ст. 75 ТК РФ).

То есть «обычный» бухгалтер в этот список не входит, и уволить его исключительно из-за смены собственника нельзя.

Увольнение названных работников происходит на основании пункта 4 части 1 статьи 81 ТК РФ. При этом необходимо соблюдение гарантий, предусмотренных статьей 181 ТК РФ. Если новый собственник не расторг трудовые договоры с этими лицами в указанный трехмесячный срок, то в дальнейшем прекратить с ними трудовые отношения можно будет только на общих основаниях.

На других работников данное право нового собственника не распространяется. Если сотрудник отказывается от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества, трудовой договор с ним прекращается на основании пункта 6 части 1 статьи 77 ТК РФ.

Рассчитать «сложную» зарплату с коэффициентами и надбавками по большому количеству работников Попробовать бесплатно

Индивидуальный предприниматель — собственник и работодатель в одном лице

Быть собственником и работодателем в одном лице может быть индивидуальный предприниматель. В этом случае смена собственника всегда означает замену работодателя. Новое имущество предприниматель приобретает как новый собственник, а корректирует (расторгает) трудовые договоры и вносит записи в трудовую книжку как новый работодатель.

В акте и договоре всегда должен быть указан правовой статус физического лица, которое его подписало (собственник или работодатель).

Частные ситуации, рассмотренные специалистами Роструда

ВопросОтвет
Обязан ли работодатель предлагать работнику имеющиеся вакантные должности на 0,5 ставки, если работник не согласен работать в новых условиях, прописанных в трудовом договоре по инициативе работодателя?Если работник не согласен продолжать работу при измененных условиях трудового договора, то работодатель обязан предложить ему все имеющиеся в организации вакантные должности. Такие должности могут быть как на полную ставку, так и на часть ставки.
Работодатель является организацией, к которой присоединяется другое юрлицо. При этом у него не изменятся организационно-правовая форма, местонахождение (адрес), наименование, реквизиты, виды деятельности. Все условия трудовых договоров остаются неизменными. Необходимо ли в таком случае уведомлять работников организации, к которой присоединяется другое юрлицо, о реорганизации?При реорганизации уведомление работников необходимо, поскольку у них есть:а) право отказаться от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией;б) право на полную достоверную информацию об условиях труда.Cрок, в течение которого работник может воспользоваться своим правом на прекращение трудового договора, законодательно не определен. Поэтому в уведомлении целесообразно указать разумный срок для увольнения по этому основанию.
В организации произошла реорганизация в форме присоединения. Реорганизуемая компания прекратила деятельность 1 июля 2019 года.  

  1. Какого числа перестало действовать штатное расписание реорганизуемой организации?
  2. Каким числом должно быть введено новое (объединенное) штатное расписание?
  3. С какого числа считать работников присоединенной организации работниками присоединившей организации?
  1. Штатное расписание перестало действовать с даты прекращения деятельности реорганизуемой организации (то есть с 1 июля).
  2. Новое штатное расписание можно было  утвердить как до окончания реорганизации, так и с 1 июля (причем как собственником, так и работодателем). Необходимо учитывать, что к началу работы в новых условиях штатное расписание должно действовать.
  3. С момента внесения соответствующих изменений в трудовые договоры или с момента фактического допуска к работе в новых условиях.

Бесплатно вести кадровый учет и рассчитывать зарплату в веб‑сервисе

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/news/2019/10/15104

Увольнение бухгалтера при смене собственника компании

Реорганизация увольнение главный бухгалтер

При смене собственника в компании происходят заметные преобразования, которые касаются как рядовых сотрудников, так и руководства. Зачастую новый владелец бизнеса приводит «своих» специалистов, отстраняя от власти прежний костяк предприятия: главного бухгалтера, директора, его заместителей.

Нередко именно на этот период приходится большинство кадровых перестановок. В одних организациях они связаны с сокращением штата, в других — с расширением. Изменяются условия труда, переписываются должностные инструкции, увеличивается или уменьшается заработная плата.

Нормативные акты при увольнении бухгалтера по смене собственника

Основные нормы, касающиеся увольнения бухгалтера при смене собственника, содержатся в ТК РФ:

  • статья 75 регулирует трудовые отношения, возникающие при смене собственника, а также права и обязанности сторон;
  • статья 77 содержит рекомендации по расторжению трудовых договоров и основные причины прекращения их действия (среди таковых — смена собственника);
  • статья 81 относится к ситуации, когда увольнение проходит по инициативе работодателя, включая случай расторжения договора новым владельцем бизнеса.

Увольнение главного бухгалтера и использование ст. 75 ТК РФ

Право на увольнение главного бухгалтера при смене собственника предприятия сохраняется за руководителем в течение трех месяцев с момента вступления в должность.

Если новый владелец компании не намерен расторгать трудовой договор с главбухом, тот может сам отказаться от выполнения обязанностей согласно пункту 6 статьи 77 Трудового кодекса.

Начинать сокращение штата можно только после прохождения официальной процедуры регистрации перехода права собственности.

Нюансы законодательной практики: что считать сменой собственника

Процедура увольнения главного бухгалтера предприятия при смене собственника законна в ситуациях, когда имущество фирмы переходит от одного лица к другому официально и полностью. Приведем примеры:

  • предприятие, находящееся ранее в государственной или муниципальной собственности, приватизировано;
  • частную компанию национализировали;
  • имущество государственного предприятия отошло к муниципалитету (и обратная ситуация);
  • федеральная компания перешла к субъекту РФ (и наоборот).

Есть случаи, когда речь не идет о полной смене собственника, а значит, уволить главбуха работодатель не имеет права. Например, переход имущества неполный (компания продает часть активов) или происходит смена акционеров, а они не являются владельцами бизнеса.

В каких случаях нельзя уволить бухгалтера с должности?

Снять главбуха с должности нельзя, пока он находится на больничном или в отпуске. Кроме того, увольнение по ТК РФ невозможно в отношении:

  • беременных сотрудниц, а также имеющих детей в возрасте до 3 лет или в одиночку воспитывающих детей в возрасте до 14 лет либо детей-инвалидов;
  • работников-мужчин, которые воспитывают детей без матери;
  • единственных кормильцев в семье.

Процедура увольнения сотрудника при смене собственника компании

Увольнение бухгалтера при смене собственника любого предприятия проходит по одинаковой схеме.

  1. Готовят документы, служащие основанием для расторжения договора.
  2. Составляют уведомление об увольнении.
  3. Издают приказоб увольнении, подают на ознакомление и подпись сотруднику.
  4. Выплачивают работнику компенсации по закону.
  5. Вносят запись с номером приказа и причиной увольнения в трудовую книжку.
  6. Делают копию трудовой книжки для архива.
  7. Выдают уволенному работнику справку о средней заработной плате за последние 2 года.

Оформление увольнения

Увольнение бухгалтера, происходящее при смене собственника, требует предварительного уведомления. Если сотрудник отказывается подписать документ, составляют акт, в котором как минимум 2 свидетеля подтверждают факт отказа. Работнику, отсутствующему в офисе, уведомление направляют по почте.

На основании уведомления выходит приказ об увольнении, содержащий следующие данные:

  • название и правовая форма предприятия;
  • дата выхода приказа;
  • ФИО сотрудника, должность;
  • основание для расторжения договора;
  • информация о новом собственники организации;
  • подписи бухгалтера и собственника.

Приказ подшивают в специальный журнал, указывая дату и номер документа. Страницы журнала должны быть пронумерованы.

Запись в трудовой книжке

Запись об увольнении в трудовой книжке содержит такие сведения:

  • порядковый номер;
  • дата (цифрами);
  • информация о компании и основание для увольнения (ст. 81 ТК РФ);
  • подпись руководителя отдела кадров;
  • номер и дата выхода приказа об увольнении.

Выплаты и компенсации

При увольнении главного бухгалтера при смене собственника бизнеса сотруднику, с которым расторгнут трудовой договор, полагается выплатить:

  • выходное пособие в размере трех месячных окладов (ст. 181 ТК РФ);
  • компенсацию за неиспользованные дни отпуска (ст. 137 ТК РФ).

К этим суммам могут присоединяться дополнительные выплаты, которые предусмотрены коллективным договором и другими локальными актами.

(5 5,00 из 5)

Источник: https://lavnikpartners.com/articles/uvolnenie-buhgaltera-pri-smene-sobstvennika-kompanii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.