Решение компетентного государственного органа

Решение компетентного государственного органа

В) Вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц и организаций

Решение компетентного государственного органа

Это завершающая и основная стадия процесса применения нормы права. Установление фактических обстоятельств, а также выбор и анализ правовой нормы подготавливают издание компетентным органом индивидуального правового акта (например, приговора суда, приказа должностного лица).

Перед вынесением конкретного решения необходимо убедиться, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения компетентный орган выносит властное решение, после чего объявляет его заинтересованным лицам и организациям.

На этом процесс применения нормы права заканчивается — начинается реализация акта применения нормы права, конкретных прав и обязанностей, определенных этим актом.

Акты применения правовых норм: понятие, виды

Деятельность компетентных органов завершается изданием акта применения нормы права. Он фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер.

Акт применения нормы права — это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

Какими же основными признаками характеризуются акты применения норм права?

Во-первых, акт применения нормы права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства.

Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем.

Например, решение суда о возвращении гражданином взятой во временное пользование вещи обязательно для исполнения. За нарушение требований этого акта гражданин несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой он судим.

Во-вторых, акт применения — это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется.

Этим он отличается от нормативно-правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер. Нормы права регулируют множество однотипных случаев и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере их действия (конкретно не определенных).

Они рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуальные правовые акты не содержат правовых норм. Они только конкретизируют общие предписания применительно к отдельным лицам или организациям и имеют разовое значение.

В силу этого акты применения норм права к источникам права не относятся. В сборники законодательства они не включаются.

В-третьих, правоприменительные акты должны быть законными, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Так, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовного права. Если акт применения не соответствует закону, он должен быть отменен.

В-четвертых, акты применения норм права издаются и установленной законом форме и имеют точное наименование. Закон предусматривает строго определенный порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов. К примеру, акты, принимаемые правоохранительными органами (судами, органами прокуратуры и т. п.), должны иметь следующие обязательные элементы:

1) вводную часть, в которой указывается наименование акт, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат;

2) описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела;

3) мотивировочную часть, дающую обоснование принятию решения;

4) резолютивную часть, в которой излагается содержание решения.

Каждый правоприменительный акт имеет строго определенные наименования: приговор, приказ, постановление, распоряжение.

Классификация актов применения норм права производится по различным основаниям. В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, индивидуальные правовые акты подразделяются на следующие виды:

— акты представительных органов государственной власти;

— акты исполнительных органов государственной власти;

акты правоохранительных государственных органов (суда, прокуратуры, арбитража и др.);

— акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.).

В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются:

на регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии);

на охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушений (приговор суда, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, протест прокурора).

Таким образом, акты применения норм права являются важнейшим средством реализации предписания правовых норм.

2 Пробелы в праве, применение права по аналогии

При выборе и юридическом анализе правовой нормы, которая должна быть применена к конкретному случаю, иногда обнаруживается пробел. Что такое пробел в праве?

Пробел в праве — это отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных жизненных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права.

Причинами возникновения пробелов в праве могут быть отставание законодательства от развития жизни, упущения при подготовке нормативно-правовых актов и другие.

Основным способом восполнения пробела в праве является издание недостающей правовой нормы, необходимость которой обусловлена жизнью. В тех случаях, когда правотворческий орган не сумел устранить пробел, используется правило применения права по аналогии.

Под аналогией понимается определенное сходство между различными явлениями или предметами. Применение права по аналогии не означает произвольного решения конкретных дел. Решение здесь принимается в соответствии с принципами законности и справедливости.

В юриспруденции различаются два основных вида аналогии: аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона представляет собой решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Если компетентный орган решает дело в соответствии с предписаниями нормы, регулирующей наиболее сходные (аналогичные) общественные отношения, то в данном случае имеет место аналогия закона.

При этом применяемая норма права данное отношение непосредственно не регулирует. Она регулирует другие, но близкие, родственные отношения.

Аналогия права — это принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов и смысла права. Аналогия права применяется тогда, когда при наличии пробела невозможно подобрать сходную, аналогичную норму права.

Применение права по аналогии в современных государствах ограничено. Оно полностью исключается при разрешении уголовных дел.

Уголовное законодательство исходит из принципа, по которому преступлением не может считаться деяние, не предусмотренное уголовным законом.

В связи с постоянным совершенствованием и развитием законодательства применение права по аналогии становится редким исключением даже для тех отраслей права, где оно допускается.

Источник: https://megaobuchalka.ru/15/10211.html

Вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц

Решение компетентного государственного органа

3. Вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц.

Это завершающая и наиболее значимая с юридической точки зрения стадия процесса применения нормы права. Первые две стадии носят подготовительный характер и направлены на обеспечение условий, позволяющих выработать и принять объективное решение по рассматриваемому делу.

Перед вынесением конкретного решения правоприменитель должен еще раз убедиться в том, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что они достоверны и им дана правильная юридическая оценка, что применяемая норма права относится именно к данному случаю.

На основании такого убеждения выносится властное решение.

В зависимости от сложности дела, характера применяемой правовой нормы устанавливается различная процедура принятия решения. По одним делам решения принимаются тайным анием, по другим — открытым, по третьим — единолично должностным лицом.

После того как решение принято, оно объявляется заинтересованным лицам. Принятое решение оформляется путем издания акта применения права.

Издание правоприменительного акта означает окончание процесса применения права и является предпосылкой и условием начала процесса реализации принятого решения.

98. Акты применения права: понятие и виды. Соотношение правоприменительных и нормативно-правовых актов

Деятельность компетентных органов завершается изданием акта применения права. Он фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер.

Акт применения права — это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела и обеспечивается принудительной силой государства.

Основные признаки актов применения права:

Во-первых, акт применения права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства.

Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем.

Например, решение суда о возвращении гражданином полученного кредита обязательно для исполнения. За нарушение требования этого акта гражданин несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой судом принималось решение.

Во-вторых, акт применения права – это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определенным лицам.

Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется.

Этим он отличается от нормативно-правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер, и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере их действия (конкретно не определенных),

В-третьих, правоприменительные акты должны быть законными, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Так, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании уголовно-правовых норм. Если акт применения права не соответствует закону, он должен быть отменен.

В-четвертых, акты применения права издаются в установленной форме и имеют точное наименование. Закон предусматривает строго определенный порядок издания и оформления наиболее важных индивидуальных правовых актов.

К примеру, акты, принимаемые правоохранительными органами

(судами, органами прокуратуры, милиции и т.п.), должны иметь следующие обязательные элементы:

1. Вводную часть, в которой указывается наименование акта, название и состав органа, издавшего его, место и время издания, предмет разбирательства, конкретный адресат.

2. Описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела, указываются мотивы к возбуждению дела и заявленные при этом требования.

3. Мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения, где указывается на обстоятельства, достоверно установленные в ходе правоприменения, мотивы, по которым принимаются или отвергаются соответствующие .доказательства, выводы, которыми обосновывается выбор юридических норм и принимаемое решение.

4. Резолютивную часть, в которой излагается содержание решения – вывод правоприменительного органа, указание на те последствия, которые вытекают из нормы права и данного правоприменительного акта.

В науке существует мнение, что акты применения права могут и не иметь определенной формы, а осуществляться как действие. Это так называемые акты-действия, акты-сигналы и др.

Например, сигналы регулировщика, устные распоряжения и т.п. Правоприменительные акты достаточно разнообразны.

Это и приказ директора предприятия о приеме на работу сотрудника, и распоряжения Правительства, и приговор суда, и ненормативный Указ Президента.

Классификация актов применения права производится по различным основаниям.

1. В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются на:

– регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии);

– охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными субъектами правонарушений (приговор суда, постановление следователя о привлечении в качестве обвиняемого, протест прокурора).

2. По содержанию и значению в механизме реализации права, акты применения права можно классифицировать на:

– конкретизирующие (регламентирующие) акты подтверждают наличие права у конкретного лица, применительно к нему индивидуализируют (регламентируют) объем этого права, форму и порядок его реализации. Примером таких актов могут служить различные должностные инструкции, распоряжения руководителя о выполнении каких-либо работ с определением исполнителей и ответственных лиц и т.п.;

— регистрационные акты — удостоверяют законность определенных состояний личности, ее действий и т.д. Например, внесение в списки избирателей, постановка на регистрационный учет по месту жительства, удостоверение нотариусом подписи и т.п.;

— акта о признании — признают такие состояния личности, как признание безвестно отсутствующим, умершим, недееспособным, отцовства и т.п.

— разрешающие (разрешительные) акты — выражают дозволение компетентного органа на использование конкретным субъектом конкретного права с учетом обстоятельств времени, места, условий, порядка реализации и т.д. К таким актам можно отнести принятие органами внутренних дел решения о разрешении приобретения газового или охотничьего оружия и т.п.

Следует отличать разрешительные акты от регистрационных.

Облеченные в практически одинаковую форму, они выполняют сходные функции, однако при вынесении регистрационных актов компетентный орган проверяет соответствие фактических условий и обстоятельств предусмотренным законом и лишь удостоверяет этот факт.

Компетентный орган не вправе отказать в регистрации, если формальные условия соблюдены.

Акты же разрешительные помимо учета формального соответствия фактических условий и требований закона, оценивают соответствующую ситуацию и с учетом целесообразности такой реализации, специально дозволяя совершение определенных действий. Это проявляется в тех случаях, когда вопрос о разрешении не связан с исчерпывающим перечнем условий, либо когда сами условия сформулированы через оценочные понятия, а также в случаях возможности предоставления какого-либо права «в виде исключения».

— запрещающие (запретительные) акты — содержат запрет реализации права, носящий сугубо индивидуальный характер (применительно к данному праву, субъекту его реализации, условиям места и времени, порядку реализации и т.д.). Примером могут служить отказ окружной избирательной комиссии в регистрации лица в качестве кандидата в депутаты, отказ в выдаче заграничного паспорта и т.п.

Таким образам, акты применения права являются важнейшим средством реализации предписаний правовых норм.

Деятельность компетентных органов завершается изданием акта применения нормы права. Он фиксирует принятое решение, придает ему официальное значение и властный характер.

Акт применения нормы права — это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.

Какими же основными признаками характеризуются акты применения норм права?

Во-первых, акт применения нормы права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства.

Содержащиеся в нем конкретные предписания имеют обязательное значение для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем.
Например, решение суда о возвращении гражданином взятой во временное пользование вещи обязательно для исполнения. За нарушение требований этого акта гражданин несет ответственность как за нарушение нормы права, на основании которой он судим.
Во-вторых, акт применения — это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определенным лицам. Правоприменительный акт имеет силу только для данного случая и на сходные случаи не распространяется.

Этим он отличается от нормативно-правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер. Нормы права регулируют множество однотипных случаев и распространяются на всех лиц, которые находятся в сфере их действия (конкретно не определенных).

Они рассчитаны на неоднократное применение. Индивидуальные правовые акты не содержат правовых норм. Они только конкретизируют общие предписания применительно к отдельным лицам или организациям и имеют разовое значение.

В силу этого акты применения норм права к источникам права не относятся. В сборники законодательства они не включаются.

В-третьих, правоприменительные акты должны быть законными, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. Так, приговор суда о назначении наказания лицу, совершившему преступление, может выноситься только на основании норм уголовного права. Если акт применения не соответствует закону, он должен быть отменен.

В-четвертых, акты применения норм права издаются в установленной законом форме и имеют точное наименование. Закон предусматривает строго определенный порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов. К примеру, акты, принимаемые правоохранительными органами (судами, органами прокуратуры и т. п.), должны иметь следующие обязательные элементы:

1) вводную часть, в которой указывается наименование акта, название органа, издавшего его, время издания, конкретный адресат;

2) описательную часть, где излагаются фактические обстоятельства дела;

3) мотивировочную часть, дающую обоснование принятого решения;

4) резолютивную часть, в которой излагается содержание решения.

Каждый Правоприменительный акт имеет строго определенные наименования: приговор, приказ, постановление, распоряжение.

Классификация актов применения норм права производится по различным основаниям. В зависимости от субъектов, применяющих нормы права, индивидуальные правовые акты подразделяются на следующие виды:

— акты представительных органов государственной власти;

— акты исполнительных органов государственной власти;

— акты правоохранительных государственных органов (суда, прокуратуры, арбитража и др.);

— акты государственного контроля (налоговой инспекции, таможенного органа и др.).

В зависимости от содержания общественных отношений и применяемых к ним норм права правоприменительные акты подразделяются:

— на регулятивные, которые устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (например, приказ ректора учебного заведения о зачислении в вуз; решение органа социального обеспечения о назначении пенсии);

— на охранительные, издаваемые в связи с совершением отдельными людьми правонарушений (приговор суда, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого, протест прокурора).

Таким образом, акты применения норм права являются важнейшим средством реализации предписания правовых норм.

… к ослаблению другой.

Итак, для полного и объективного познания государства, понимания его сущности недостаточно только классового подхода, а следует использовать и другие теории государства – элитарной, технократической, плюралистической демократии и др. 4. Государственная власть: понятие, свойства Гос. власть – фундаментальная категория государствоведения и самый труднопостижимый феномен …

… закрепляются в законах, указах и т.д. Определенность – правовые нормы отличает особый юридический язык, техника – четкость, ясность изложения материала, краткость.

Государственная природа – государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют друг с другом. Правовые нормы всегда устанавливаются или санкционируются государством. Государственная защита – 13.

Правовые нормы – признаки, …

… науки. Это — объективный фактор. Однако важную роль играют и субъективные факторы. Они заключаются в способности исследователя использовать по своему выбору методы исследования предмета.

Методология теории государства и права представляет собой совокупность принципов, методов и уровней исследования государ­ственно-правовых явлений.

К числу исследовательских принципов, общих для всех соци­альных …

… правильно использовать, например, такие термины – “российская наука конституционного права”, “американская наука конституционного права” и т.д.

Теория государства и права как самостоятельная юридическая наука имеет свой собственный предмет изучения.

Являясь теоретической дисциплиной, она выявляет и изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/149623/54

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.