Решение о ликвидации фонда может принять

Решение о ликвидации фонда может принять

Содержание

Порядок и процедура ликвидации фонда

Решение о ликвидации фонда может принять

Согласно законам РФ граждане или юр. лица на основе добровольных взносов могут создать некоммерческое объединение именуемое фондом. Организовывается он с целью ведения культурной, социальной и другой деятельности.

Наиболее часто встречаются общественные и благотворительные фонды. В любой момент некоммерческая организация может принять решение о закрытии. Ликвидация благотворительного фонда и других форм НКО имеет четкий порядок действий, установленный законом.

Причины закрытия некоммерческой организации

Добровольной ликвидации при прекращении деятельности фонда фактически не существует. НКО может выразить желание о закрытии, но для принятия такого решения нужно подать заявление в суд.

К причинам ликвидации относят:

  • Недостаточные финансовые возможности для продолжения функционирования фонда и невозможность получения нужных сумм в будущем.
  • Отсутствие возможностей для достижения установленных целей или их изменения.
  • Невыполнение деятельности или отклонения от задач, которые ставились перед фондом в момент его открытия.
  • Другие факторы, которые установлены законами РФ.

В перечисленных случаях члены организации самостоятельно подают заявления в суд. Также ликвидация фонда может произойти, если суд признает его банкротом. Наличие признаков, свидетельствующих о несостоятельности НОК, могут быть выяснены только в судебном порядке.

Законом предусмотрена принудительная ликвидация и происходит она при грубом нарушении установленных правовых норм:

  1. Работа фонда без лицензии.
  2. Частое нарушение нормативных актов и законов.
  3. Если фонд ведет деятельность отличную от целей, которые указаны в уставе.

Закрытие фонда при принудительной ликвидации начинается с подачи заявления в суд государственным органом или представителем местного самоуправления.

Порядок подачи документов в суд

К заинтересованным лицам в прекращении деятельности фонда относят: попечительский совет организации и его учредителей (добровольная ликвидация), органы власти, местного самоуправления, прокуратуры и Министерство Юстиции при принудительном закрытии.

Рассмотрение дела о ликвидации  НКО возложено на суды общей юрисдикции.

В случае их отказа от рассмотрения заявления, документы передаются в арбитражный суд. Разбирательства начинаются не позднее 2 месяцев со дня обращения, если в этот период не возникнут обстоятельства для прекращения дела.

Согласно ст. 131 ч. 2 Гражданского процессуального кодекса исковое заявление о ликвидации фонда должно содержать следующую информацию:

  • Название суда, куда подаются документы.
  • При подаче заявления от организации – ее наименование и местонахождение, от представителя – его название и адрес.
  • Информация об ответчике его адреса или место расположения организации.
  • В чем заключается угроза или нарушение прав и свод истца и его требования.
  • Указать обстоятельства, на основании которых истец выдвигает требования и предъявить доказательства.
  • Стоимость иска, если предусмотрена его оценка. Расчеты по взыскаемым и оспариваемым сумам.
  • Перечень предоставляемых вместе с заявлением документов.

В заявление должны быть указаны все контакты истца: телефоны, электронная почта и другие сведения, которые имеют значение для рассмотрения дела. Подписывается документ истцом или его представителем.

Список документов, которые нужно приложить к заявлению:

  1. Свидетельство о гос. регистрации и устав (копии).
  2. Платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в 4000 руб.
  3. Состояние выплат по обязательным платежам (налоги, штрафы, пеня).
  4. Данные о расчетном счете и бухгалтерском балансе.
  5. Информация об имуществе фонда.
  6. Выписка из ЕГРЮЛ.
  7. Протокол о ликвидации НКО.

Решение суда о ликвидации является начальным этапом закрытия фонда. Фактически органы суда выполняют проверяющую функцию, определяя, насколько обоснованы действия истца, направленные на завершение деятельности некоммерческой организации. Дальнейшая работа по закрытию фонда перекладывается на ликвидатора.

Создание ликвидационной комиссии и обращение в Минюст.

Признать фонд закрытым суд может в зале заседания, в случае если организация не имеет имущественных проблем, в ее адрес нет претензий от контрагентов, отсутствуют долги по обязательным платежам.

В этом варианте регистрирующий орган дает соответствующее распоряжение, а налоговый – исключает НКО из ЕГРЮЛ. В рассматриваемом варианте не требуется создание комиссии, а процедура ликвидации длиться недолго. Во всех остальных случаях суд назначает ликвидационную комиссию и утверждает ее состав, наделяя ее полномочиями для действий, направленных на закрытие фонда.

Обязательным условием является подача документов в территориальное представительство Минюста. Подаются следующие документы:

  1. Уведомление согласно формы РН 0005 в 2 экземплярах. 
  2. Заявление о формировании комиссии согласно бланка РН 0006.
  3. В 2 экземплярах протокол о принятии решения о ликвидации фонда и назначении ликвидационной комиссии.

Действия ликвидатора

Комиссия подает объявление в Вестник государственной регистрации информацию о том, что происходит ликвидация фонда. Размещаемые данные должны иметь информацию о сроке, в течение которого организация принимает претензии от кредиторов.

Период может быть установлен от 2 месяцев, но не меньше этого срока. Заявку на размещение объявления можно заполнить на этом сайте. Также комиссия обязана выявить и уведомить всех контрагентов организации о прекращение деятельности фонда.

По истечению срока указанного при публикации извещения ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс. Затем подает его и уведомление о его создании в 2 экземплярах в Минюст. Форма заполнения РН 0007.

Промежуточный баланс должен содержать информацию об имуществе фонда, требованиях кредиторов и о результатах решения по этим обращениям.

Выплаты финансов происходят в порядке очереди (всего их четыре) установленных законом и осуществляются с момента утверждения промежуточного баланса.

Если остались кредиторы, которые не успели обратиться в отведенный законом срок или в случае получения отказа в выплатах, они могут получить денежные суммы через суд. При вынесении положительного решения погашение долга им осуществляют в последнюю очередь. По завершению выплат комиссия формирует ликвидационный баланс.

Оставшееся имущество после погашения всех долгов, если другое не предусмотрено законом, передается ликвидационной комиссии и используется на цели, которые были указаны в уставе фонда.

Заключительные действия

Ликвидация фонда в судебном порядке предусматривает обязательное завершение закрытия фонда. К таким действиям относят обращение в регистрирующий орган и предоставление следующих документов:

  • Заполненная форма РН 008. Предоставляются 2 подлинника заявления или 1 подлинник и 1 копия. На форме должна быть подпись заявителя, заверенная нотариально. В нем указывается информация о том, что соблюден установленный законом порядок и произведены все выплаты кредиторам.
  • Выписка из протокола, подтверждающая сведения о закрытии фонда и об утвержденном ликвидационном балансе.
  • Уведомление из пенсионного фонда о ликвидации. Выданная справка имеет срок 5 дней и содержит информацию об отсутствии задолженности перед ним.
  • Платежка, подтверждающая уплату гос. пошлины в размере 800 руб.
  • Журнал с объявлением о ликвидации фонда.

Также уполномоченным органом могут быть затребованы другие документы.

Непредоставление любого из них является нарушением процесса закрытия, и ликвидация не будет считаться оконченной.

После получения всех документов, в 3-дневный срок происходит принятие решения по внесении данных о закрытии фонда. Далее документы передаются в налоговую службу для отметки о завершении деятельности организации в ЕГРЮЛ. После внесения записи ликвидация некоммерческой организации считается завершенной.

Стоимость услуг

При ликвидации фонда нужно будет оплатить 4000 руб. (государственную пошлину) и расходы, связанные с нотариусом и уничтожением печатей, штампов. Если обращаться в юридическую организацию, то цена составляет от 70 000 руб., а срок выполнения – до 7 месяцев.

В стоимость входит представления фонда в суде, подготовка документов и подача их в государственные органы, оплата гос. пошлины, услуг нотариуса и публикации в официальном источнике.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://1likvidaciya.ru/juridicheskogo-lica/likvidacija-fonda.html

Изменение устава и ликвидация фонда

Решение о ликвидации фонда может принять
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Гражданское право – разделы » Юр. лица » Изменение устава и ликвидация фонда

Основанием для изменений в Уставе может быть решение судебной инстанции, коллегиального органа юридического лица, учредителя.

Устав – единственный учредительный документ фонда, определяющий его деятельность, особенности, цели и задачи фонда как юридического лица некоммерческого типа. В документе изложены особенности использования имущества, виды деятельности, которой занимается юридическое лицо.

Основанием для изменений в Уставе может быть решение судебной инстанции, коллегиального органа юридического лица, учредителя.

В последнем случае, необходимо, чтобы право учредителя вносить изменения в Устав, было описано в самом Уставе в момент его составления при образовании фонда. Особенности и правила внесения изменений в Устав диктуются особенностями организационно-правовой формы фонда как юридического лица.

Согласно положениям Гражданского кодекса, вносить изменения в Устав может высший коллегиальный орган фонда, состав которого определяется учредительным документом. Таким образом, если в Уставе нет информации о том, что учредитель может вносить изменения в документ, это действие может осуществлять только коллегиальный орган.

Право вносить изменения в Устав принадлежит к исключительной компетенции высшего коллегиального органа – это положение определяется нормами закона «О некоммерческих организациях».

Порядок изменения устава фонда

Согласно нормам законодательства, изменения в Устав вносятся коллегиальным органом юридического лица некоммерческой направленности. Закон гласит, что данный вопрос лежит в исключительной компетенции коллегиального органа, если иное не указано в самом Уставе.

Решения о внесении изменений принимаются на собрании высшего коллегиального органа или учредителем, если это предусмотрено документом.

В отдельных случаях данное решение может быть принято судебной инстанцией.

Например, коллегиальный орган или учредитель не принимают решения о внесении изменений, но отсутствие данных изменений не может позволить нормально функционировать юридическому лицу.

Без внесения изменений деятельность фонда будет выходить за рамки его целевой правоспособности – характерной черты фонда как юридического лица.

Согласно решению суда, в который обращается орган юридического лица, может быть установлен надзор за функционированием фонда. В случае появления такого заявления, судебная инстанция может обратиться в коллегиальный орган фонда или попечительский совет.

Все изменения должны быть зарегистрированы в том порядке и в те сроки, что и регистрация самого некоммерческого юридического лица.

Случай, когда органы фонда не имеют возможности изменить устав

В ситуации, когда органы фонда или учредитель не имеют возможности внести изменения в Устав, но это необходимо, решение о внесении изменений может быть принято судебной инстанцией на основании заявления органов или органа юридического лица.

Действия органов юридического лица направлены на изменения в Уставе в ситуации, когда данные изменения необходимы. Судебная инстанция, при возникновении такой ситуации, может обратиться в коллегиальный орган фонда.

Основания для ликвидации фонда

Ликвидация фонда осуществляется на основании норм законодательства и предполагает прохождения определенных этапов, по результатам которых юридическое лицо прекращает свою деятельность.

Основания ликвидации фонда имеют свои особенности, зафиксированные в законодательных нормах. Положения, относительно ликвидации фонда, изложены в законе «О некоммерческих организациях».

Порядок ликвидации фонда предусматривает определенную процедуру, для прохождения которой нужны веские основания:

  • Основанием для прекращения деятельности организации может быть неспособность реализовывать свою основную цель по причине нехватки имущества.
  • Причиной ликвидации может быть неспособность выполнять цели, установленные Уставом фонда.
  • Фонд может быть ликвидирован, если невозможно осуществить изменения Устава, которые позволят продолжать реализовывать цели организации, а без изменений фонд не может функционировать продуктивно.
  • Ликвидация фонда является необходимой, если организация может выполнять цели, но уклоняется от своих обязанностей.
  • Другие основания для ликвидации могут быть предусмотрены нормами федерального закона.

Порядок ликвидации фонда

Фонд может быть ликвидирован строго по изложенным выше основаниям. Ликвидация фонда осуществляется по решению суда после заявления лиц, которые имеют заинтересованность в данном вопросе.

В круг заинтересованных лиц могут входить учредители, органы фонда, кредиторы или другие лица – точного списка закон не предоставляет.

  • Коллегиальный орган или другие органы или лица принимают решение о необходимости ликвидации фонда на основании невозможности продолжения деятельности юридического лица и выполнения им целей организации.
  • Обращение в суд.
  • Принятие решения судом о начале процедуры ликвидации – только суд может принять данное решение и служить сигналом для начала ликвидации фонда. Оповещение регистрирующего органа о начале процедуры ликвидации.
  • Назначается ликвидационная комиссия или ликвидатор, который имеет полномочия называть особенности и сроки проведения процедуры.
  • Оповещение общественности о ликвидации и решение всех вопросов, относительно задолженностей.
  • Составление необходимой документации и ликвидационного баланса.
  • Федеральный орган исполнительной власти принимает решение о регистрации ликвидации фонда.

Распоряжение имуществом, оставшимся после ликвидации фонда

После ликвидации фонда имущество, согласно закону, передается для реализации целей, которые были указаны в Уставе ликвидированного фонда.

Исключениями являются случаи, когда предусмотрен возврат имущества учредителям юридического лица после ликвидации организации. Также имущество может быть передано кредиторам, которым юридическое лицо должно определенную сумму. После удовлетворения требований кредиторов, остальное имущество может быть возвращено учредителям.

Данное положение, про возврат имущества учредителям, считается противоречивым, относительно фонда, поскольку учредители фонда не имеют прав собственности на имущество фонда, также не имеют корпоративных прав. Все, что передается в качестве имущества фонду, является его собственностью, а не собственностью учредителей.

Бывшие собственники, которые передали имущество фонду, теряют право собственность на данное имущество, поэтому после ликвидации фонда не могут требовать возврата имущества.

Таким образом, норма, которая предусматривает передачу имущества фонда после ликвидации юридического лица для реализации уставных целей деятельности фонда, является императивной.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/yur.-lica/izmenenie-ustava-i-likvidaciya-fonda.html

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц

Решение о ликвидации фонда может принять

Статья 118 ГК РФ: ФОНДЫ

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

2. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

3. Порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются его УСТАВОМ, утверждаемым учредителями.

Фонд может быть ликвидирован:

1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных законом.

В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.

3. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.

Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда.

Статья 120 ГК РФ: УЧРЕЖДЕНИЯ

1. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ.

2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления.

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Статья 121 ГК РФ: Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций. Ассоциация некоммерческих организаций является некоммерческой организацией.

Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации.

Статья 122. Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав.

Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.

Член ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года.

Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и в порядке, установленных учредительными документами ассоциации (союза).

С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый участник.

Источник: https://studopedia.su/8_966_reshenie-o-likvidatsii-fonda-mozhet-prinyat-tolko-sud-po-zayavleniyu-zainteresovannih-lits.html

Ликвидация фонда в Санкт-Петербурге и Ленинградской области: закрытие фонда через суд компании Империи

Решение о ликвидации фонда может принять

Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Решение о ликвидации Фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц (ст.18 ФЗ «О некоммерческих организациях)

ФОНД МОЖЕТ БЫТЬ ЛИКВИДИРОВАН:

  • если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
  • если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
  • в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;

СТОИМОСТЬ ЗАКРЫТИЯ ФОНДА:

Наименование услугиСрок оказания услугЦена
Ликвидация фондаот 7 месяцев60000 ₽

*- в стоимость услуг входят все необходимые расходы.

В СТОИМОСТЬ ФОНДА ВХОДИТ

  • ведение дела в суде (о назноччении председателя ликвидационной комиссии/ликвидатора).
  • подготовка документов по ликвидации (фирмы);
  • подача/получение документов на протяжении всей ликвидации;
  • нотариальные расходы;
  • государственная пошлина;
  • публикация в государственный вестник;
  • проведение сверки с МИФНС и УПФР.

ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ЛИЦА В ЛИКВИДАЦИИ ФОНДА

Лицами, заинтересованными в ликвидации фонда, могут быть: учредители, попечительский совет фонда, органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы прокуратуры Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные подразделения, другие юридические и физические лица.
В соответствии с письмом Верховного суда РФ от 5 февраля 1998 года, № 109-4/общ., всякое лицо, имеющее правовой интерес в ликвидации общественного фонда, может быть отнесено к числу заинтересованных лиц, которые вправе подать в суд заявление о его ликвидации.

ОРГАН УПОЛНОМОЧЕННЫЙ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ О ЗАКРЫТИИ ФОНДА

В определенных случаях созданный в соответствии с уставом общественного фонда его орган может иметь основание для подачи заявления в суд о ликвидации фонда; дела о ликвидации общественных фондов подведомствен судам общей юрисдикции.

Исковое заявление о ликвидации фонда предъявляется в районный (городской) суд по месту нахождения фонда, к заявлению могут быть приложены: копия устава и свидетельства о государственной регистрации фонда, документ об оплате государственной пошлины, о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, о состоянии расчетного счета, данные бухгалтерского баланса, сведения об имуществе фонда, о постановке фонда на налоговый учет и учет во внебюджетных фондах, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, протоколы заседаний руководящих органов фонда и т.д. Решением суда фонд признается подлежащим ликвидации, устанавливается срок осуществления ликвидации, назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор), иногда суд также передает учредителям право утверждения ликвидационного и промежуточного балансов. Процедура ликвидации фонда проводится в соответствии с требованиями законодательства. В то же время, при отсутствии у фонда какого-либо имущества, обременения обязательствами, задолженности по налогам и сборам, а также возражений заинтересованных сторон, суд вправе сразу принять решение о ликвидации фонда и исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц, на основании чего регистрирующий орган издает соответствующее распоряжение, а налоговый орган впоследствии исключает фонд из ЕГРЮЛ. В этом случае процедура ликвидации фонда не требует назначения ликвидационной комиссии и не является длительной, хотя данная практика представляется спорной.  Имущество фонда, оставшееся после расчетов с кредиторами, направляется на цели, предусмотренные в уставе или на благотворительные цели, а при невозможности его использования для этих целей обращается в доход государства. Но ни при каких условиях имущество фонда после его ликвидации не подлежит перераспределению между учредителями или работниками фонда.

https://www.youtube.com/watch?v=mTcCpSn4xD8\u0026list=PL_8z01Vs1IkEGSZze1aHVDuZ3ujzt6cFT

Если в уставе не определен порядок использования оставшегося имущества, то эти вопросы решает высший орган управления фондом, а в спорных случаях – суд.

Если фонд был ликвидирован по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности», оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит обращению в собственность Российской Федерации. Решение об этом также выносит суд одновременно с решением о ликвидации фонда.

Источник: https://impere.ru/likvidaciya-fonda

Ликвидация фонда: порядок и особенности процедуры

Решение о ликвидации фонда может принять

Некоммерческие организации, создаваемые гражданами или юр. лицами, имеют разнообразные формы. Одной из них являются благотворительные организации, функционирующие в сфере культурной, социальной и иной деятельности.

Чтобы их закрыть, требуется знание и соблюдение определенных процессуальных действий. Ликвидация благотворительного фонда, пошаговая инструкция к которой будет предложена ниже, – тема сегодняшней статьи.

Закон о ликвидации фонда

Фондом называется юр. лицо, на добровольных началах объединяющее физических или юридических лиц, созданное на базе добровольных пожертвований граждан, и ориентированное на реализацию некоммерческой деятельности.

Процесс организации, работы и закрытия такой некоммерческой организации как фонд попадает под действие федерального закона РФ «О некоммерческих организациях». В рамках нормативов, прекращение существования возможно в любой момент, но ликвидационное решение принимается в рамках судебного разбирательства по факту верно оформленного искового заявления.

В отсутствии закона, напрямую регулирующего деятельность и иные аспекты фондов, используются следующие статьи гражданского законодательства:

  • ст. 50 ГК дает определение некоммерческой организации;
  • п.1, §7, гл. 4 ГК РФ – рассматривает аспекты деятельности фондов;
  • ст.61—64 ГК – разбирают процедуру добровольной ликвидации юр. лиц;
  • 127-ФЗ содержит указание на принудительную процедуру ликвидации.

Несмотря на все вышеуказанные акты, стоит помнить о том, что законных директив на добровольное закрытие не предусмотрено. Ст. 123.20 Гражданского кодекса указывает на факт возможности прекращения деятельности фонда только на основании решения судебных органов.

Основания к закрытию

Обстоятельства заставляют заинтересованных лиц (учредители, уполномоченные органы) обращаться в суды с заявлением о намерении ликвидировать фонд. Заявление принимается при наличии указания на обоснованные причины. В перечень внесено:

  • реализация целей невозможна из-за недостатка имущества фонда (получение невозможно);
  • достижение поставленных целей и их изменение невозможно;
  • отклонение основной линии деятельности от озвученных в уставе целей;
  • нарушения при оформлении документов и иных регистрационных действиях;
  • отсутствие лицензии;
  • иные обстоятельства, указание на которые имеются в ФЗ.

Имущество фонда является его собственностью. Следовательно, долговые обязательства на участников (учредителей) не распространяются. Не подлежащее распределению между учредителями остаточное имущество (после ликвидации и выплат кредиторам), используется в соответствии с целями, озвученными в уставных документах.

Способы ликвидации

Существует два способа закрытия фонда:

  1. Добровольная. В законодательстве подобная форма не предусмотрена.
  2. Принудительная. Способ предполагает обращение заинтересованных лиц в суд.

Начало производства ликвидационных мероприятий допустимо при согласии с решением 3/4 участников Правления.

Важно. К начальной стадии проведения ликвидационных мероприятий деятельность структурного подразделения должна быть закрыта.

https://www.youtube.com/watch?v=SYnF4NhFwpc\u0026list=PL_8z01Vs1IkEGSZze1aHVDuZ3ujzt6cFT

Еще одна возможность ликвидации – подвергнуть реструктуризации. Мероприятия предполагают возможность проведения процедуры двумя способами:

  • слияние с более крупными аналогичными структурами;
  • разделение на более мелкие структурные единицы.

Процедура закрытия: шаги к цели

Вне зависимости от выбранного способа ликвидации процедура должна проводиться поэтапно с соблюдением последовательности шагов. Началу официальных действий должны предшествовать процедуры:

  • получения судебного решения;
  • формирования ликвидационной комиссии.

Инструкция

Для ликвидации некоммерческого фонда требуется обращение инициаторов закрытия в суд, где заявление рассматривается на протяжении пяти рабочих дней. По итогам слушаний могут быть вынесены решения:

  • допустить к рассмотрению;
  • оставить без движения;
  • отказать (не принимать) в рассмотрении.

Т.е. судом выноситься определение, копия которого отправляется истцу.

По итогам рассмотрения судебные органы осуществляют процедуру назначения ликвидационной комиссии.

Информация о том, что фонд ликвидируется, публикуется в СМИ. Для этого используется площадка специального издания под названием «Вестник государственной регистрации».

Проводятся действия по установлению полного списка кредиторов и объема задолженностей.

Проводится инвентаризация.

Ведется работа по формированию промежуточного баланса.

Удовлетворяются кредиторские требования.

Увольняются сотрудники.

Формируется ликвидационный баланс.

  1. Аннулирование банковских счетов.
  2. Признание печатей недействительными и их ликвидация.
  3. Передача документов в архив.
  4. Отмена регистрационного учета.

На этапе отмены требуется отправить в Минюст документы с прилагаемой квитанцией об оплате госпошлины, которой облагается процесс ликвидации структуры.

Длительность процедуры закрытия некоммерческой структуры длится не менее полугода. Правильность действий позволит избежать отказа в проведении комплексных мероприятий.

Документация

Наряду с протоколом о принятии ликвидационного решения и иском в формате заявления с уточнением оснований закрытия фонда, требуется подготовка следующих документов:

  • информация из единого гос. реестра юр. лиц;
  • данные об имуществе;
  • сведения о счетах и балансе;
  • регистрационные документы и устав;
  • данные о погашении обязательств перед кредиторами;
  • квитанция, свидетельствующая об оплате государственной пошлины;
  • информация, свидетельствующие в пользу закрытия;
  • сведения о регистрации в налоговых органах и расчетах;
  • протокол с заседания Правления с одобрением решения о ликвидации.

Если документы оформлены правильно и поданы одновременно с исковым заявлением, то решение суда будет положительным. Судебное решение о закрытие без организации ликвидационной комиссии может быть принято при отсутствии у фонда имущества и задолженностей.

Исковое заявление: образец

В Гражданском Кодексе России прописаны условия принятия решения о ликвидации. По закону это может сделать только суд, но на основании искового заявления заявителей. В заявлении должна присутствовать следующая информация:

  • наименование суда, принимающего иск и документы;
  • название структуры и адрес, наименование представителя и местоположение;
  • данные ответчика (адрес);
  • перечень угроз, нарушений, затрагивающих интересы истца, список требований;
  • основания требований с доказательствами;
  • в случае оценки иска указывается его стоимость;
  • расчеты по суммам взыскания/оспаривания;
  • перечень передаваемых документов;
  • контактные данные истца, важные сведения;
  • подписи истца/ представителя.

С образцом искового заявления можно ознакомиться на сайте.

Последствия ликвидации

Фонд не отвечает за последствия действий и обязательств учредителей, так же как и участники по фондовым обязательствам. Фондовые обязательства исполняются благодаря находящемуся на балансе структуры имуществу и средствами.

Ответственность по незакрытым долгам не распространяется на личные средства учредителей.

Заключение

Деятельность фонда, как некоммерческой организации, регулируется одноименным законом. Однако ликвидационные мероприятия обладают особенностями, знание которых позволит пройти все этапы без задержек и осложнений.

Источник: https://prava.expert/bankrotstvo/poryadok-i-osobennosti-likvidatsii-fondov.html

Ликвидация фонда: основания, пакет документов, пошаговая инструкция

Решение о ликвидации фонда может принять

Деятельность некоммерческого фонда регламентируется ФЗ РФ № 7. Согласно этому нормативному акту, прекращение работы организации происходит в порядке, установленном в этом и других законах, а также в ГК РФ. Далее рассмотрим пошаговую инструкцию ликвидации фонда.

Общие сведения

Фондом, в соответствии со ст. 7 ФЗ РФ № 7, признается некоммерческая структура, не имеющая членства, утвержденная юрлицами либо гражданами на основе добровольных взносов. Создается такая организация для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целей.

Все имущество, которое получено фондом от учредителей, признается его собственностью. При этом участники НКО не отвечают по обязательствам созданного ими юрлица, равно как и фонд не отвечает по обязательствам учредителей.

Законодательство предписывает организации ежегодно публиковать отчеты об использовании собственного имущества.

Фонд может осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, закрепленным уставом. Для этого НКО может создать хозяйственное общество или стать участником такого объединения.

Надзорным органом фонда выступает его попечительский совет.

Он контролирует процедуру принятия решений другими структурами, образованными в НКО, обеспечивает их реализацию, осуществляет надзор за использованием имущества, соблюдением законодательства.

Попечительский совет работает на общественных началах. Порядок его создания и деятельности закрепляется в уставе фонда, утвержденном учредителями.

В законодательстве предусмотрена возможность создания фондов разного вида. Большой популярностью в последнее время пользуются благотворительные фонды. Цели этих НКО самые разные.

Одни фонды помогают гражданам, оказавшимся в сложной ситуации, другие поддерживают развитие спорта, образования и пр. Надо сказать, что далеко не всегда организациям удается достичь поставленных целей.

Нередко деятельность фонда не приносит ожидаемых результатов, и его приходится ликвидировать.

Первый этап

В процедуре ликвидации фонда можно выделить несколько стадий. На первом этапе принимается решение о прекращении деятельности организации. Оно выносится судом.

Для его принятия необходимо, чтобы заинтересованные лица подали заявление о ликвидации фонда. В законодательстве закреплены основания, по которым может быть прекращена работа организации.

Ликвидация фонда по решению суда возможна, если:

  • имущества, имеющегося в распоряжении, недостаточно для достижения целей, определенных в уставе, а получение материальных ценностей в будущем является сомнительным;
  • цели создания фонда не могут быть достигнуты по объективным причинам, а их изменение невозможно;
  • организация в своей деятельности уклоняется от достижения поставленных целей и др.

Перечень оснований, закрепленных законодательством, является открытым.

Дела о ликвидации некоммерческих фондов рассматриваются инстанциями общей юрисдикции. Заинтересованное лицо направляет заявление в районный суд, находящийся по месту расположения организации.

В качестве заинтересованного лица может выступать не только уполномоченный орган фонда или его должностное лицо, но и учредитель.

По общим правилам, решение о ликвидации должно быть принято в течение двух месяцев с даты поступления иска. Соответствующее положение закреплено в ст. 154 ГПК РФ.

При ликвидации фонда (благотворительного в том числе) назначается комиссия или лицо, уполномоченное координировать процедуру. Суд также определяет порядок и срок ее проведения. С момента назначения комиссия принимает на себя управление делами фонда.

Извещение о начале процедуры

В соответствии с п. 1 ст. 62 ГК РФ, участники (учредители) организации либо орган, вынесший решение о ликвидации, в трехдневный срок с момента его принятия в письменной форме сообщают об этом в орган, осуществляющий госрегистрацию юрлиц. На основании этого уведомления в ЕГРЮЛ (единый госреестр) вносятся сведения о том, что начата процедура прекращения деятельности организации.

Кроме того, заинтересованные лица должны опубликовать сведения о ликвидации фонда в официальных изданиях в порядке, закрепленном законодательством.

Важный момент

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 13.1 ФЗ РФ № 7, Минюст принимает решение о внесении в госреестр сведений о начале ликвидации фонда. В силу п. 1 ст. 13.1 ФЗ № 7 и п. 1,2 ст. 9 ФЗ № 129, а также согласно приказу Минюста РФ, формы заявлений, которые требуются для госрегистрации НКО и внесения изменений в учредительные документы, устанавливаются в соответствии с приказом ФНС от 25.01.2012 г.

Перечень документов

Для ликвидации внебюджетных фондов в трехдневный срок с момента вступления в силу судебного постановления председатель ликвидационной комиссии (или ликвидатор) предоставляет в территориальное подразделение Минюста следующие бумаги:

  1. Уведомление по ф. Р15001. Эта форма утверждена Приказом ФНС № ММВ-7-6/25@.
  2. Копию судебного постановления о ликвидации фонда и назначении комиссии (ликвидатора).
  3. Протокол заседания исполнительного органа организации, принявшего решение о прекращении деятельности НКО.

Уведомление подписывается уполномоченным лицом. Подпись должна быть заверена нотариально. В связи с тем, что к моменту направления извещения в территориальное подразделение Минюста комиссия уже сформирована (или назначен ликвидатор), в качестве этого уполномоченного лица выступает председатель комиссии (либо сам ликвидатор).

Принятие решения Минюстом

Территориальное подразделение Министерства Юстиции выносит постановление о внесении в госреестр сведений о начале ликвидации фонда и назначении комиссии (или ликвидатора). На принятие постановления отводится в общем не больше 17 дней (рабочих). При этом отправка документов в ФНС производится не позже дня, идущего за датой вынесения указанного выше постановления.

Необходимо отметить, что с 1 января 2015 г. нет необходимости извещать органы, контролирующие уплату страховых взносов, о начале ликвидации фонда. Кроме того, в НК отсутствует предписание о направлении уведомления в территориальную ИФНС.

Публикация сообщения

Ликвидационная комиссия (или ликвидатор) ответственны за своевременное размещение сведений о начале процедуры в официальных изданиях (в частности, “Вестнике государственной регистрации”). Опубликованию подлежит информация о ликвидации организации, сроке и порядке заявления требований кредиторами. Необходимо учесть, что срок не должен быть больше двух месяцев с даты опубликования.

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается также обязанность принять меры для выявления кредиторов и получения дебиторской задолженности. Кроме того, комиссии надлежит направить кредиторам письменное уведомление о начале процедуры ликвидации.

Составление промежуточного баланса

После завершения срока, отведенного кредиторам для предъявления требований, комиссия формирует ликвидационный баланс. В нем отражается информация о составе имущества организации, перечень требований кредиторов и результаты их рассмотрения. Ликвидационный баланс подлежит утверждению учредителями.

В соответствии с п. 3 ст. 20 ФЗ № 129, о составлении баланса должен быть уведомлен регистрирующий орган. Для этого соответствующая информация вносится в форму Р15001. В п. 2.3 разд.

2 этого уведомления необходимо поставить галочку, указывающую на то, что подача документа осуществляется в связи с составлением баланса.

В качестве заявителя выступает ликвидатор либо председатель ликвидационной комиссии.

Обратите внимание, законодательство не связывает требование о публикации сообщения о ликвидации, сроках и порядке заявления кредиторами их претензий и составления баланса с наличием кредиторской задолженности у фонда.

Что это значит? Это значит, что даже если организация не вела никакой деятельности, сдала нулевую отчетность, не имела кредиторской задолженности, она обязана выполнить все предписания, предусмотренные в законодательстве для процедуры ликвидации.

Даже при отсутствии долгов промежуточный баланс организации необходимо составить и утвердить не ранее чем через два месяца после опубликования уведомления о ликвидации фонда в “Вестнике государственной регистрации”.

Расчеты с кредиторами

Они начинаются с даты утверждения промежуточного баланса. Расчеты осуществляет комиссия или ликвидатор в порядке, закрепленном п. 4 ст. 63 и 64 статьей ГК РФ. После их проведения формируется ликвидационный баланс. Его также утверждают учредители фонда.

Разумеется, в случае отсутствия у организации кредиторской задолженности необходимость в расчетах отпадает. В этой связи, эксперты полагают, что промежуточный и итоговый балансы можно составить и утвердить одновременно.

Дополнительно

В связи с тем, что формы итогового и промежуточного балансов не утверждены, их можно составить на основе существующей утвержденной формы бухгалтерского баланса с указанием необходимого наименования.

Утверждение составленного документа оформляется путем проставления в нем отметок учредителями или составлением приложения, в котором отражается решение об утверждении.

Необходимо отметить, что ИФНС обязана предъявить все требования к фонду по отчислению обязательных платежей с момента предоставления уведомления о начале ликвидации до предъявления документа для госрегистрации процедуры.

Регистрация ликвидации

Она осуществляется после утверждения итогового баланса. Для госрегистрации ликвидации необходимы следующие документы:

  1. Заявление. Оно составляется по форме Р16001. Заявление подписывает ликвидатор или председатель комиссии. Подпись должна быть удостоверена нотариально.
  2. Итоговый баланс.
  3. Квитанция об оплате пошлины за внесение сведений в реестр.
  4. Документ, подтверждающий уведомление ПФР о начале процедуры. Если эта справка заявителем не предоставлена, регистрирующий орган направляет запрос в Пенсионный фонд по каналам межведомственного взаимодействия.

Дополнительно рекомендуется предъявить решение об утверждении итогового баланса или протокол заседания, на котором оно было принято, а также копию публикации уведомления в “Вестнике”.

Госрегистрация ликвидации осуществляется в течение 10 дней (рабочих) с даты предоставления документов. После внесения сведений в ЕГРЮЛ деятельность фонда считается прекращенной.

Источник: https://FB.ru/article/456749/likvidatsiya-fonda-osnovaniya-paket-dokumentov-poshagovaya-instruktsiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.