Решение о расторжении контракта в одностороннем порядке

Решение о расторжении контракта в одностороннем порядке

Одностороннее расторжение контракта по 44‑ФЗ

Решение о расторжении контракта в одностороннем порядке

Одностороннее расторжение контракта по 44‑ФЗ

22 октября 2019

Расторгнуть госконтракт в одностороннем порядке можно в тех случаях, когда заказчик или поставщик не соблюдают его условия. Эта процедура, в отличие от расторжения контракта по соглашению сторон, жестко регламентирована Федеральным законом № 44-ФЗ и положениями Гражданского кодекса. Кто и когда ее может применять и какие риски она несет для заказчиков и поставщиков?

Закон № 44-ФЗ допускает несколько способов расторжения госконтракта:

  • по соглашению сторон;
  • по решению суда;
  • односторонний отказ в соответствии с гражданским законодательством.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Решение об одностороннем отказе от исполнения госконтракта могут принять и заказчик и поставщик.

ВАЖНО. Возможность расторжения контракта в одностороннем порядке должна быть прописана в самом контракте. В противном случае стороны смогут прекратить отношения только через суд.

Основания для одностороннего отказа

Расторгать контракт в одностороннем порядке можно только при существенном нарушении условий договора другой стороной. Об этом сказано в пункте 1 статьи 450 Гражданского кодекса.

Заказчик может пойти на одностороннее расторжение контракта, если поставщик (подрядчик):

  • указал неверные сведения о себе или товаре;
  • поставил некачественный товар или товар, который не отвечает оговоренным в контракте характеристикам;
  • нарушает сроки поставки товаров;
  • не приступает к работам или выполняет их слишком медленно (например, не успеет закончить ремонт школы к началу учебного года).

ВНИМАНИЕ. Сведения о поставщике, с которым контракт был расторгнут по инициативе заказчика, включат в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Помимо этого заказчик потребует от поставщика возместить понесенный ущерб.

Для поставщика (подрядчика) существенными нарушениями условий контракта со стороны заказчика будут:

  • необоснованный отказ в приеме товаров (работ, услуг);
  • отказ в выплате аванса или оплате всего контракта.

ВНИМАНИЕ. Поставщикам не следует расторгать госконтракт по своей инициативе только лишь из-за того, что его условия стали невыгодными.

Финансовые кризисы, изменение курса валют, повышение цен на товары суды не считают обстоятельствами, которые нельзя предвидеть.

Если поставщик решит пожаловаться на условия контракта после того, как приступит к его исполнению, то шансов выиграть суд у него практически не будет. А значит, его признают уклоняющимся от исполнения контракта и включат в реестр недобросовестных поставщиков.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Порядок одностороннего расторжения контракта по 44-ФЗ

Приведем алгоритмы одностороннего расторжения госконтракта для заказчика и поставщика.

Как действовать заказчику

  1. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Это можно сделать с помощью экспертов или экспертных организаций.

  2. При выявлении нарушений со стороны поставщика заказчик принимает решение о расторжении контракта в одностороннем порядке и оформляет соответствующий документ. Решение о расторжении госконтракта составляется в произвольной форме. В нем указывается наименование заказчика, его адрес, контакты и информация о закупке.

    Далее следует описательная, мотивировочная и резолютивная части, указываются сроки размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС и проставляются подписи всех членов комиссии заказчика.

  3. В течение трех рабочих дней с даты принятия решения заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Документ можно отправить по электронной почте, телеграммой или факсимильной связью.
  4. Необходимо дождаться, когда поставщик получит уведомление.

    В любом случае поставщик считается уведомленным по истечении 30 дней с момента размещения решения в ЕИС.

  5. Решение вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней после уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    Но если в течение этих десяти дней поставщик успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения госконтракта.

  6. В течение трех дней сведения о поставщике направляются заказчиком в ФАС с последующим включением поставщика в РНП.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

СПРАВКА. Поставщик может только один раз исправить допущенную ошибку. Заказчик не отменит свое решение, если поставщик повторно нарушит условия одного и того же госконтракта.

Как действовать поставщику

  1. При наличии существенных нарушений условий госконтракта со стороны заказчика поставщик принимает решение об одностороннем расторжении контракта и оформляет его решение в письменном виде.
  2. О принятом решении необходимо уведомить заказчика.

    Это можно сделать любым доступным способом — по почте, по электронной почте, факсимильным отправлением и т.п. Лучше всего использовать одновременно несколько каналов.

  3. У заказчика есть десять дней (со дня получения уведомления) на исправление допущенных нарушений.

  4. Если заказчик не исправляет нарушение, то по истечении 10-дневного срока контракт считается расторгнутым.
  5. Далее поставщик может потребовать возместить понесенный ущерб.

    Например, затраты на получение банковской гарантии для обеспечения контракта и (или) затраты закупку партии товара у производителя.

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44-ФЗ и 223-ФЗ в онлайн-режиме

Стоит отметить, что одностороннее расторжение — это крайняя, вынужденная, мера. К ней, в отличие от расторжения контракта по обоюдному согласию, прибегают не часто. Потому как одностороннее расторжение контракта по 44-ФЗ несет для обеих сторон весомые последствия. Заказчик не получает необходимый товар (работу, услугу), а поставщик рискует оказаться в РНП.

Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке, можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Подключиться к сервису «Контур.Закупки»

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/goszakupki/2019/10/15142

Статья 19.2. Расторжение контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта | ГАРАНТ

Решение о расторжении контракта в одностороннем порядке

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 114-ФЗ глава 1 настоящего Федерального закона дополнена статьей 19.2

Статья 19.2. Расторжение контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта

1. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, что это было предусмотрено контрактом.

2. Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 1 настоящей статьи. При этом выбор экспертов, экспертных организаций осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3.

Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

4.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия этого решения, размещается на официальном сайте и направляется поставщику (исполнителю, подрядчику) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (исполнителя, подрядчика), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (исполнителю, подрядчику). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (исполнителю, подрядчику) данного уведомления или дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (исполнителя, подрядчика) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения подтверждения или информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения на официальном сайте решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

5. Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

6.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (исполнителя, подрядчика) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

7.

Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (исполнитель, подрядчик) не соответствует установленным конкурсной документацией либо документацией об аукционе требованиям к участникам размещения заказа путем проведения торгов или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии указанным требованиям, что позволило ему стать участником конкурса или аукциона.

8. Сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включаются в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков.

9. Поставщик (исполнитель, подрядчик) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

10.

Решение поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия этого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование данного уведомления и получение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) подтверждения о вручении заказчику данного уведомления.

11. Решение поставщика (исполнителя, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (исполнителем, подрядчиком) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

12. Поставщик (исполнитель, подрядчик) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

13. При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

14. Информация о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком на официальном сайте в течение одного рабочего дня, следующего за датой расторжения контракта.

15. Особенности порядка принятия сторонами контракта решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам размещения государственного оборонного заказа, могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”.

Источник: https://base.garant.ru/12141175/38debf5914a26db720d9756c74992536/

Одностороннее расторжение контракта

Решение о расторжении контракта в одностороннем порядке

Обычным способом прекращения любого гражданско-правового обязательства является его исполнение сторонами в строгом соответствии с условиями, предусмотренными договором или законом. По общему правилу односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (п. 1 ст. 310 ГК РФ).

Данная статья посвящена вопросу одностороннего расторжения контракта именно по инициативе заказчика.

В соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.

2013 «О контрактной системе РІ сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных Рё муниципальных нужд» (далее – ФЗ в„– 44) заказчик вправе принять решение РѕР± одностороннем отказе РѕС‚ исполнения контракта РїРѕ основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации для одностороннего отказа РѕС‚ исполнения отдельных РІРёРґРѕРІ обязательств, РїСЂРё условии, если это было предусмотрено контрактом.

�ными словами, ФЗ № 44 связывает возможность одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта с наличием одновременно двух условий

  1. право заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта должно быть указано в тексте контракта;
  2. отказ заказчика от исполнения контракта возможен, если основания для этого предусмотрены нормами ГК РФ о соответствующем виде обязательств.

РџСЂРё этом системный анализ РЅРѕСЂРј ФЗ в„– 44 позволяет сделать вывод, что применительно Рє госзакупкам законодатель предусматривает возможность одностороннего отказа РѕС‚ исполнения контракта исключительно РІ случае нарушения контрагентом СЃРІРѕРёС… обязательств РїРѕ контракту. Рљ таким нарушениям ГК Р Р¤ относит, например, отказ поставщика передать заказчику товар или принадлежности Рє нему (СЃС‚. 463, 464 ГК Р Р¤), существенное нарушение поставщиком требований Рє качеству товара (СЃС‚. 475 ГК Р Р¤), передача поставщиком некомплектного товара Рё невыполнение требований Рѕ его доукомплектовании (СЃС‚. 480 ГК Р Р¤), неоднократное нарушение поставщиком СЃСЂРѕРєРѕРІ поставки товаров (СЃС‚. 523 ГК Р Р¤), нарушение подрядчиком начальных СЃСЂРѕРєРѕРІ исполнения  РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РїРѕРґСЂСЏРґР° (СЃС‚. 715 ГК Р Р¤) Рё С‚. Рґ. 

Такой же РїРѕРґС…РѕРґ продемонстрировал Рё Верховный РЎСѓРґ Р Р¤ РІ РћР±Р·РѕСЂРµ судебной практики применения законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ контрактной системе РІ сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных Рё муниципальных нужд, утверждённом Президиумом Р’РЎ Р Р¤ 28.06.2017 (далее  – РћР±Р·РѕСЂ).

Так, судебная практика РёСЃС…РѕРґРёС‚ РёР· того, что «стороны государственного (муниципального) контракта вправе конкретизировать признаки существенного нарушения обязательства, совершение которого является надлежащим основанием для одностороннего отказа РѕС‚ исполнения контракта» (Рї. 15 РћР±Р·РѕСЂР°). Р’ приведенном РІ материалах РћР±Р·РѕСЂР° примере РїРѕ условиям контракта односторонний отказ может быть совершён только РІ случае просрочки выполнения работ более чем РЅР° 30 дней, РІ то время как заказчик, руководствуясь статьей 708 ГК Р Р¤, направил соответствующее уведомление уже через 7 дней просрочки. РџСЂРё этом СЃСѓРґ отметил, что СЃСЂРѕРє для возникновения права РЅР° односторонний отказ РІ данном случае является разумным Рё РЅРµ прикрывает фактически увеличение общего СЃСЂРѕРєР° выполнения работ. Требование Рѕ признании одностороннего отказа заказчика РѕС‚ исполнения контракта недействительным СЃСѓРґРѕРј удовлетворено. 

В то же самое время Верховный Суд РФ обращает внимание на то, что отсутствие в государственном (муниципальном) контракте упоминания о каком-либо конкретном существенном нарушении обязательств, являющемся основанием для одностороннего отказа, не может свидетельствовать об отсутствии у стороны такого права, если в контракте содержится общее указание на право стороны на односторонний отказ. При этом, как указывается в Обзоре, основания для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от договора установлены в ГК РФ и подлежат применению (п. 14 Обзора).

Помимо установленных в ГК РФ оснований, по которым заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, ФЗ № 44 содержит перечень оснований, при наличии которых заказчик обязан принять данное решение. Эта обязанность возникает у заказчика в следующих случаях (ч. 15 ФЗ № 44):

  • если РІ С…РѕРґРµ исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) Рё (или) поставляемый товар РЅРµ соответствуют установленным извещением РѕР± осуществлении закупки Рё (или) документацией Рѕ закупке требованиям Рє участникам закупки Рё (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию Рѕ своём соответствии Рё (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • если РІ С…РѕРґРµ исполнения заключённого РІ соответствии СЃ Рї. 47 С‡. 1 СЃС‚. 93 ФЗ в„– 44 контракта РЅР° поставку товара, производство которого создано или модернизировано Рё (или) освоено РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ соответствии СЃРѕ специальным инвестиционным контрактом, такой специальный инвестиционный контракт расторгнут;
  • если РІ С…РѕРґРµ исполнения заключённого РІ соответствии СЃ Рї. 48 С‡. 1 СЃС‚. 93 ФЗ в„– 44 контракта РЅР° поставку товара, производство которого создано или модернизировано Рё (или) освоено РЅР° территории субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ соответствии СЃ государственным контрактом, заключённым согласно статье 111.4 ФЗ в„– 44, такой государственный контракт расторгнут.

Остановимся подробнее на первом из указанных случаев как на наиболее распространённом в практике.

�так, в силу п. 1 ч. 15 ст. 95 ФЗ № 44 заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если:

  • поставщик Рё (или) поставленный товар РЅР° момент заключения контракта РЅРµ соответствовали требованиям, которые установлены РІ документации Рѕ закупке;
  • поставщик предоставил недостоверную информацию Рѕ своём соответствии Рё (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем.

При этом с точки зрения правоприменительной практики заказчику следует учитывать следующее:

  1. Ключевым для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта является определение заказчиком момента возникновения указанных в п. 1 ч. 15 ст. 95 ФЗ № 44 обстоятельств.

    Если будет установлено, что они существовали до заключения контракта, а поставщик при этом предоставил недостоверную информацию о своём соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, установленным в документации о закупке, то данный факт будет являться необходимым и достаточным основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

  2. РџСЂРё установлении заказчиком указанных РІ Рї. 1 С‡. 15 СЃС‚. 95 ФЗ в„– 44 обстоятельств решение РѕР± одностороннем отказе РѕС‚ исполнения контракта должно быть принято заказчиком РІ период исполнения контракта, Р° РЅРµ после его исполнения Рё принятия исполнения заказчиком.   

Источник: https://ecgz.ru/odnostoronnee-rastorzhenie-kontrakta.htm

Как уведомить контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта

Решение о расторжении контракта в одностороннем порядке

В статье читателю предлагается обратить внимание на порядок надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.

Вопросы одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта уже не раз освещались в журнале Прогосзаказ.рф.

Преимущественно речь шла об основаниях для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств .

В этой же статье читателю предлагается обратить внимание на порядок надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.

——————————–

Подробнее об этом см. в публикациях: Шахова Ю.Н. Односторонний отказ заказчика от исполнения договора поставки по основаниям, предусмотренным ст. 523 ГК РФ // Прогосзаказ.рф. 2018. N 6. С. 68 – 75; Гурин О.Ю. Основания для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на выполнение работ // Прогосзаказ.рф.

2018. N 11. С. 44 – 55; Шахова Ю.Н., Романенко А.А. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта на оказание услуг // Прогосзаказ.рф. 2018. N 12. С. 73 – 80; Гурин О.Ю. На каком основании отказаться от исполнения контракта, если поставленный товар ему не соответствует // Прогосзаказ.рф. 2019. N 1. С. 47 – 61.

Соблюдение данного порядка со стороны заказчика позволит ему избежать административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ, и добиться включения сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП).

Для поставщиков (подрядчиков, исполнителей) знание особенностей процедуры, которая должна быть выполнена по отношению к ним заказчиком, тоже очень важно: распознал нарушение этой процедуры – считай, нашел отличную “зацепку”, чтобы избежать включения в РНП.

——————————–

См. письмо ФАС России от 28.03.2014 N ИА/11604/14 “По вопросам рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), контракты с которыми расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов”.

Порядок надлежащего уведомления поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об одностороннем отказе от исполнения контракта изложен в ч. 12 ст. 95 Закона 44-ФЗ.

Эта норма гласит, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта: 1) не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения размещается в ЕИС; 2) направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований ч. 12 ст. 95 Закона 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС.

Обратившись к судебной практике применения приведенной нормы, мы увидим, что в ряде случаев она трактуется различно.

Размещение решения заказчика об одностороннем отказе
от исполнения контракта в ЕИС

Заказчикам стоит помнить, что в ЕИС существует специальный раздел, предназначенный для размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Это раздел “Дополнительная информация о контрактах, закупках” .

Размещение соответствующей информации в ином разделе ЕИС само по себе не повлечет недействительности одностороннего отказа от исполнения контракта, но, чтобы это доказать, заказчику может потребоваться прохождение не одной инстанции.

——————————–

См. п. 4.16.3 Руководства пользователей ЕИС (версия 9.0). URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/download/downloadDocument.html?id=28555.

Размещение информации об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в этом разделе ЕИС признается надлежащим исполнением требований ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ: см. Постановление Тринадцатого ААС от 28.03.

2018 по делу N А56-47646/2017, решение АС Республики Северная Осетия – Алания от 20.09.2017 по делу N А61-4036/16.

Пример. Заказчик опубликовал решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в разделе ЕИС “Информация об исполнении (о расторжении) контракта”. Контрольный орган усмотрел в действиях заказчика нарушение ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Правовая оценка суда: сведения из раздела ЕИС “Информация об исполнении (расторжении) контракта” являются общедоступными, что отвечает целям размещения таких сведений в ЕИС: обеспечению открытости государственной закупки и возможности осуществления надлежащего контроля в сфере закупок.

Размещение заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в разделе ЕИС, отличном от раздела, рекомендованного “Руководством пользователя ЕИС”, не может служить основанием для вывода о несоблюдении заказчиком положений ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

“Руководство пользователя ЕИС” не является нормативно-правовым актом, а также актом, несоблюдение которого влечет за собой последствия признания нарушения процедуры одностороннего расторжения контракта . ——————————–

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2018 N Ф07-12003/2017 по делу N А42-2484/2016.

Встречаются случаи, когда заказчик вообще не разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС.

По этому поводу Верховный Суд РФ высказался следующим образом: “Несовершение заказчиком всех действий, предусмотренных ч. 12 ст.

95 Закона N 44-ФЗ, не свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления, если доказано, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта доставлено исполнителю” . ——————————–

Пункт 16 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.

Пример, приведенный Верховным Судом РФ. Заказчик известил поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта посредством направления заказного письма с уведомлением о вручении, а также посредством электронной почты (вручение решения представителю поставщика было подтверждено документально).

Поставщик оспорил свое включение в РНП, ссылаясь на то, что заказчик нарушил порядок одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренный ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, не разместив решение об одностороннем отказе в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты его принятия.

Правовая позиция Верховного Суда РФ: для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки.

Размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено прежде всего в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок.

Таким образом, поставщик, получивший от заказчика уведомление об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта по почте, не вправе в последующем заявлять о несовершении заказчиком всех действий, предусмотренных ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Согласно ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ контракт считается расторгнутым по истечении десяти дней с момента, когда считается доставленным первое из юридически значимых сообщений.

Безусловно, правовая позиция Верховного Суда РФ окажет влияние на формирование единообразной правоприменительной практики по рассматриваемому вопросу.

Вручение решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта лично под роспись (нарочно)

законному представителю поставщика (подрядчика, исполнителя)

Источник: https://inform.plus/kak-uvedomit-kontragenta-ob-odnostoronnem-otkaze-ot-ispolneniya-kontrakta/

Односторонний отказ от госконтракта: причины и процедура | Контур.Закупки

Решение о расторжении контракта в одностороннем порядке

Наиболее простым способом разорвать госконтракт для заказчика является односторонний отказ от его исполнения. Для поставщика же это может повлечь негативные последствия. Однако контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке и по его инициативе. Но кто бы ни разорвал контрактные отношения, для этого нужны веские основания.

Когда можно расторгнуть госконтракт

Заказчик и поставщик имеют одинаковые права на расторжение госконтракта. Для этого нужно, чтобы одновременно наступили два условия:

  1. В тексте контракта содержались положения об одностороннем отказе от его исполнения.
  2. Наступили основания, предусмотренные гражданским законодательством для отказа от исполнения отдельных видов обязательств.

У заказчика существует обязанность расторгнуть госконтракт, если он выяснил, что исполнитель либо его товар не отвечает требованиям закупочной документации.

Кроме того, такая обязанность у заказчика возникает, если расторгнут специальный инвестиционный или государственный контракт по регулируемым ценам, в соответствии с которым производство товара создано, модернизировано или освоено на территории РФ.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Основания для отказа

Закон № 44-ФЗ ссылается на гражданское законодательство, но не указывает, какие именно нормы Гражданского кодекса являются основанием для одностороннего отказа от исполнения госконтракта.

В связи с этим Минэкономразвития и Антимонопольная служба рекомендуют заказчикам включить в госконтракты несколько таких оснований (письмо Минэкономразвития РФ № 324-ЕЕ/Д28И, ФАС РФ № АЦ/9777/16 от 18.02.2016). Перечень из письма не является закрытым — контролирующие органы лишь привели наиболее распространенные из них.

Их наличие или отсутствие в тексте контракта никак не повлияет на возможность его расторжения. Эти основания рекомендуется включить в документ лишь для удобства сторон, чтобы они имели представление о возможных причинах для одностороннего расторжения госконтракта.

Если проштудировать Гражданский кодекс, то в нем можно найти множество оснований для расторжения договоров разных типов в одностороннем порядке. Далее рассмотрим наиболее распространенные из них.

Для расторжения договора купли-продажи существуют следующие основания:

  1. Продавец отказывается передать покупателю товар или его принадлежности (пункт 1 статьи 463 и абзац 2 статьи 464 ГК РФ).
  2. Товар содержит неустранимые недостатки либо недостатки, которые нельзя устранить без больших затрат (финансовых или временных), либо недостатки, выявленные неоднократно, в том числе после их устранения, а также иные недостатки подобного рода. Наличие таких недостатков является существенным нарушением поставщиком требований к качеству товара (пункт 2 статьи 475 ГК РФ).
  3. Продавец отказывается в разумный срок доукомплектовать поставленный товар (пункт 1 статьи 480 ГК РФ).

Договор поставки можно расторгнуть в одностороннем в порядке на основании статьи 523 Гражданского кодекса. Это следующие случаи:

  • поставщик поставил товар с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый срок;
  • поставщик неоднократно нарушил сроки поставки;
  • заказчик неоднократно нарушил сроки оплаты;
  • заказчик неоднократно допустил невыборку товара.

Что касается договора возмездного оказания услуг, то в соответствии со статьей 782 ГК РФ, любая из сторон имеет право отказаться от исполнения своих обязательств.

Но есть условие — издержки второй стороны должны быть возмещены.

Заказчик может расторгнуть договор по своей инициативе, если оплатит фактически понесенные исполнителем расходы, а исполнитель — если возместит убытки заказчика.

Рекордсменом по количеству оснований для одностороннего расторжения является договор подряда. У заказчика они таковы:

  • если подрядчик своевременно не приступил к исполнению своих обязательств по договору либо скорость его работы говорит о том, что закончить в установленный срок он явно не успеет (пункт 5 статьи 709 ГК РФ);
  • если подрядчик в назначенный срок не устранит недостатки, которые свидетельствуют о том, что работа будет выполнена ненадлежащим образом (пункт 2 статьи 715 ГК РФ);
  • если подрядчик отступил от условий договора или допустил при исполнении работы недостатки и не устранил их в разумный срок или же эти недостатки являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ);
  • если заказчик просто решил расторгнуть договор подряда до тех пор, пока ему не сданы результаты работы (статья 717 ГК РФ). При этом он должен уплатить подрядчику стоимость выполненной работы и возместить убытки, которые повлечет расторжение договора, в пределе разницы между ценой контракта и суммой, выплаченной за исполненную работу.

У подрядчика тоже есть основания расторгнуть договор подряда в одностороннем порядке:

  • если заказчик не согласен повысить цену контракта из-за необходимости дополнительных работ (пункт 5 статьи 709 ГК РФ);
  • если заказчик отказывается увеличить цену из-за того, что возросла стоимость материалов, оборудования либо услуг субподрядчиков и это нельзя было предвидеть при заключении договора (пункт 6 статьи 709 ГК РФ).

Процедура расторжения контракта в одностороннем порядке

В целом процесс одностороннего отказа от исполнения госконтракта одинаков и для заказчика, и для поставщика. Разница лишь в последствиях — если заказчик разрывает контракт по вине поставщика, то информация о последнем будет направлена в РНП. На практике большинство односторонних расторжений инициируется заказчиками.

На первом этапе принимается решение об отказе от госконтракта. У заказчика такому решению может предшествовать экспертиза предмета закупки. При этом в заключение эксперта должно быть указано, что имеет место нарушение условий контракта, из-за которых он может либо должен быть расторгнут.

Принятое решение следует в течение трех рабочих дней разместить в ЕИС и направить второй стороне любым способом, который позволяет зафиксировать факт его вручения — заказным письмом, по электронной почте, по факсу и так далее.

Тот день, когда отправитель решения будет уведомлен о том, что вторая страна его получила (или отсутствует по указанному адресу), будет считаться датой надлежащего уведомления. Бывает, что подтверждение извещения второй стороны получить невозможно.

Тогда дата уведомления наступает через 30 дней после размещения информация о расторжении контракта в ЕИС.

По прошествии 10 дней после наступления даты уведомления контракт считается расторгнутым. Если расторжение контракта инициировал заказчик, то информация о поставщике передается в РНП.

Но еще до истечения этого срока исполнитель может постараться устранить указанные недостатки. Если он это сделает, а также возместит заказчику затраты на экспертизу, то последний будет вынужден свое решение отменить.

Но лишь при условии, что это нарушение не было повторным.

Практика ФАС и судов

Самым беспроблемным вариантом с точки зрения контролирующих органов является расторжение контракта из-за нарушения срока исполнения обязательств.

Если исполнитель опоздал с поставкой партии товара, заказчику целесообразно это задокументировать — в адрес поставщика направляется соответствующая претензия. При повторении ситуации у заказчика будет основание расторгнуть контракт.

То же самое справедливо и при затягивании подрядчиком срока начала работы и/или выполнении отдельных ее этапов с опозданием (постановление Арбитражного суда Московского округа от 19.10.2016 № Ф05-4174/2016).

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/odnostoronnij-otkaz-ot-goskontrakta-prichiny-i-procedura/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.