Решения фас по 223 фз

Решения фас по 223 фз

Содержание

Обзор правоприменительной практики в сфере действия закона №223-ФЗ. Процедура обжалования действий (бездействий) Заказчиков при закупке товаров, работ, услуг по 223-ФЗ

Решения фас по 223 фз

В целях создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закона о закупках), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ и услуг для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, а также, наряду с изложенным, в целях развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, Законом о закупках закреплены основные принципы и положения закупки товаров, работ, услуг.

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых заказчиком к участникам закупки.

Порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, заказчикам предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки.

Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

В соответствии со ст. 6 Закона о закупках контроль за соблюдением требований названного Закона ведется в порядке, установленном законодательством РФ. Антимонопольным органом осуществляется контроль за соблюдением требований Закона о закупках в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с ч.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно ч. 2 статьи 18.

1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены.

Таким образом, статья 18.1 Закона о защите конкуренции регламентирует лишь порядок действий антимонопольного органа (процедуру) при рассмотрении жалоб участников закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ, но не определяет основания компетенции (полномочия) антимонопольного органа.

Эти основания установлены в части 10 статьи 3 Закона о закупках, согласно которой антимонопольные органы рассматривают жалобы участников закупки на действия (бездействие) заказчика в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом N 223-ФЗ размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе);

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закон о закупках в части 10 статьи 3 устанавливает исчерпывающий перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган.

Указанная норма Закона о закупках носит императивный характер, и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействий) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим, соответственно положения ст. 18.1 Закона о защите конкуренции должны применяться с учетом данной нормы.

Следовательно, правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право участника закупки на обжалование в административном порядке.

Источник: https://fas.gov.ru/documents/613132

Обжалование решения ФАС в вышестоящем органе и в арбитражном суде: порядок действий, образец жалобы, сроки обращения

Решения фас по 223 фз

ФАС принадлежат контрольные функции в сфере государственных закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. В сферу ее компетенции входит вынесение предписаний об устранении нарушений закупочного законодательства. Но нередко антимонопольная служба выносит некорректные решения, которые можно обжаловать в установленном порядке.

Какими правовыми нормами регулируется

Обжалование решений ФАС в сфере госзакупок допускается как со стороны участника торгов, так и заказчика. Оно служит мощным правовым инструментом для защиты своих интересов и восстановления прав сторон. Исчерпывающий перечень оснований для передачи жалобы законодательно не установлен.

Согласно ч. 1 ст. 52 ФЗ-135 «О защите конкуренции» решения ФАС можно обжаловать двумя способами:

  1. В судебном порядке через арбитражный суд.
  2. В коллегиальном органе федерального антимонопольного органа.

Помимо ФЗ-135, при обжаловании решений ФАС сторонам следует руководствоваться положениями:

  1. Гражданского кодекса.
  2. АПК, который определяет порядок рассмотрения подобных жалоб в судебном порядке.
  3. 44-ФЗ и 223-ФЗ, регулирующими вопросы государственных закупок и закупок отдельными видами юрлиц.

Также стоит принять во внимание утвержденный Обзор по вопросам судебной практики, которые возникли при рассмотрении дел о защите конкуренции в суде. Он был утвержден Президиумом ВС от 16 марта 2016 года.

Внесудебный порядок обжалования решения ФАС в вышестоящем антимонопольном органе

Обращение в судебные инстанции требует от сторон больших временных трудозатрат, поэтому незаконные действия должностных лиц ФАС можно обжаловать в досудебном порядке.

Порядок досудебного урегулирования предполагает следующий алгоритм действий:

  1. Определяется подразделение ФАС.
  2. Составляется письменное заявление с жалобой на действия ФАС.
  3. Направляется жалоба на признание незаконными действий должностных лиц ФАС.
  4. В установленные сроки производится проверка действий ФАС, и выносится решение об отмене ранее вынесенного решения или об оставлении его в силе.
  5. Решение вышестоящей инстанции ФАС по результатам рассмотрения обращения передается заявителю в письменной форме. Если в удовлетворении его требований было отказано, то такое решение антимонопольного органа должно быть мотивированным.

Как и куда обращаться

Основанием для инициации процедуры оценки действий антимонопольной службы на предмет их корректности выступает обращение потерпевшей стороны.

Жалоба на должностных лиц антимонопольной службы подается в территориальный или коллегиальный орган ФАС – апелляционную коллегию. Выбрать нужное подразделение ФАС для досудебного урегулирования спора можно здесь.

Жалоба на незаконные действия должностных лиц ФАС подается в письменной форме или в формате электронного документа (последний следует заверить ЭЦП).

В жалобе должны содержаться следующие сведения:

  1. Информация о нарушившем законодательство подразделении ФАС.
  2. Реквизиты документа, который обжалуется.
  3. Сведения о заявителе: ФИО ИП или наименование юрлица, адреса, контактные сведения, реквизиты, предпочтительный способ обратной связи.
  4. Доводы заявителя и ссылки на законодательство, которые подтверждают факт нарушения закона.
  5. Перечень прилагаемых документов.

Жалобу допускается передать одним из следующих способов:

  1. Лично на приеме в антимонопольной службе.
  2. В электронной форме.
  3. Почтой.
  4. Через МФЦ или портал госуслуг.

Жалоба может быть возвращена заявителю, если она нечитабельна, содержит угрозы и оскорбления, нецензурную лексику.

Сроки обращения

Обжаловать решение или предписание ФАС в досудебном порядке стороны могут в течение месяца после его вынесения. Когда установленные сроки истекут, то придется подавать жалобу в судебную инстанцию. Данные сроки начинают отсчитываться с даты принятия полного решения. Оно изготавливается ФАС в течение 10 дней с даты оглашения резолютивной части.

Необходимые документы

К жалобе прикладываются документы:

  1. Подтверждающие права лица на подпись и передачу подобного рода документов (доверенность на представление интересов или копию устава).
  2. Копию обжалуемого предписания или решения ФАС.
  3. Иные документы, которые подтверждают нарушение прав заявителя.

Сроки рассмотрения

Жалоба в территориальном органе ФАС рассматривается в порядке, который предусмотрен законом 59-ФЗ от 2006 года.

Сроки ее рассмотрения составляют не более 30 дней. В случае необходимости проведения дополнительной проверки и в целях запроса дополнительных сведений руководство ФАС может продлить сроки для рассмотрения обращения еще на 30 дней.

Если жалоба подавалась в коллегиальный орган ФАС, то она будет рассмотрена в течение 2 месяцев с возможностью продления на месяц. Если заявление рассматривается в досудебном порядке, то предписание ФАС не приостанавливает своего действия, а подлежит исполнению (например, если оно предполагало штрафные санкции, то штраф подлежит оплате).

Результаты

По результатам рассмотрения жалобы ФАС может принять решение:

  • об отказе в удовлетворении жалоб;
  • о признании вынесенного решения ФАС незаконным;
  • о признании доводов заявителя частично справедливыми.

Вынесенное решение обязательно направляется заявителю в письменной форме. Оно также размещается в открытом доступе на официальном сайте ФАС.

К допустившим нарушения должностным лицам могут быть применены меры дисциплинарного воздействия.

Судебный порядок обжалования решения ФАС в арбитражном суде

В судебной инстанции могут рассматриваться как исковые заявления об отмене принятых актов, так и о признании действий (либо бездействия) сотрудников контрольной инстанции противоречащими закону. Например, нарушение установленных сроков рассмотрения жалобы, незаконный отказ в рассмотрении поступившего заявления по существу.

Для обжалования решения или предписания ФАС сторонам следует руководствоваться таким порядком действий:

  1. Определиться с подведомственностью таких дел.
  2. Подготовить исковое заявление и оплатить госпошлину.
  3. Подать исковое заявление в суд по почте или через секретариат с комплектом сопровождающих документов.
  4. Дождаться рассмотрения дела судом и вынесения решения об отмене решения или предписания ФАС либо об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Куда обращаться и в какие сроки

Дела об обжаловании решения антимонопольного органа рассматриваются в арбитражном суде.

Для определения подведомственности и подсудности подобного рода дел нужно обратиться к ст. 29, 35 АПК. Здесь сказано, что дела о нарушении антимонопольного (закупочного) законодательства рассматриваются в арбитражных судах по местонахождению ФАС, решение которой обжалуется.

Согласно ст. 52 ФЗ-135 «О защите конкуренции», решения антимонопольной службы могут быть обжалованы в течение трех месяцев после их вынесения или выдачи соответствующего предписания для погашения задолженности.

Акты антимонопольного органа, которые были приняты решением коллегиального органа антимонопольной службы, можно оспорить в судебном порядке в более сжатые сроки –  в течение месяца после их принятия.

При наличии уважительных причин указанные сроки для подачи искового заявления в суд подлежат восстановлению.

Исполнение предписания ФАС в случае принятия жалобы на нее в суде приостанавливается до дня вступления в законную силу судебного постановления.

Правила составления искового заявления

В соответствии со ст. 199 АПК в заявлении должны содержаться следующие сведения:

  1. Сведения об истце: наименование, юридический и фактический адрес, реквизиты (ИНН/КПП).
  2. Наименование подразделения ФАС и реквизиты документа (решения, предписания или акта), который оспаривается.
  3. Перечень нарушений ФАС со ссылками на нормы закона.
  4. Конкретные требования истца к суду: отменить акт ФАС/его решение/предписание, признать незаконными действия должностных лиц и привлечь их ответственности.

Рассмотрение дела и вынесение решения

В назначенный день происходит судебное разбирательство, в ходе которого дело рассматривается по существу. Для того чтобы повысить свои шансы на победу, участнику следует тщательно подготовиться к разбирательству: изучить сложившуюся судебную практику по делам аналогичного рода, подготовить свою мотивированную позицию.

Принятое судом решение можно оспорить в течение месяца после его принятия. Рассмотрением таких дел занимается суд апелляционной инстанции.

Таким образом, у представителя заказчика и участника сферы государственных закупок есть возможность обжалования некорректных действий Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

На обжалование действий ФАС в досудебном порядке у сторон есть месяц с момента вынесения решения или предписания. Для этого нужно подать жалобы в территориальный или коллегиальный орган ФАС.

На подачу искового заявления в суд сторонам отводится три месяца.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/obzalovanie-resenia-fas.html

Как жаловаться в ФАС в закупках по 223‑ФЗ

Решения фас по 223 фз

Статья актуальна на 1 января 2020

ФАС рассматривает жалобы поставщиков по 223-ФЗ в соответствии с законодательством о госзакупках, однако в этом процессе есть свои нюансы, о которых мы расскажем в статье.

На кого можно жаловаться

Тут никаких отличий от 44-ФЗ нет. В ч. 10 ст. 3 223-ФЗ сказано, что участник закупки может жаловаться на:

  • организацию-заказчика,
  • закупочную комиссию,  
  • ЭТП.

Жалобу отправляйте в территориальный ФАС по месту нахождения заказчика или его филиала. Центральное управление ФАС рассматривает только жалобы на закупки дороже 1 млрд руб.

Кто может жаловаться

По 223-ФЗ жаловаться до окончания срока подачи заявок могут все желающие. После того, как окончен срок подачи заявок, жаловаться могут только участники закупки.

В некоторых регионах судьи считают, что обжаловать содержание документов закупки в ФАС могут только те поставщики, которые подавали заявки. Остальные организации или физлица могут обжаловать только те нарушения, которые связаны с размещением информации о закупке и порядком подачи заявок.

Считаем, что это не очень логично, так как ошибки или нарушения в документах мешают корректно подать заявку. Рекомендуем в первую очередь подавать запрос на разъяснения, а если ответ заказчика не прояснит ситуацию, то жаловаться в ФАС, упомянув в документе, что ответ заказчика не удовлетворил вас. 

Нюансы

  • Действия/ бездействие, на которые вы жаловались, должны нарушать именно ваши права или интересы. 
  • Если закупка состояла из лотов, то участник может обжаловать нарушения только в том лоте, в котором участвовал. 

На что можно жаловаться

В отличие от 44-ФЗ список причин для жалоб по 223-ФЗ ограничен. Жаловаться можно, если заказчик проводит закупку с нарушением 223-ФЗ или своего положения о закупке:

  • Не разместил в ЕИС положение о закупке, правки в него, информацию о закупке, о договорах или опубликовал документы с нарушением сроков.
  • Провел закупку, не включенную в план-график.
  • Предъявил к участникам закупки требования, которых не было в его положении о закупках.
  • Не разместил отчет об объеме закупок у малого и среднего предпринимательства.

Обязательного шаблона жалобы нет, в документе просто указывают:

  • Информацию о заявителе и заказчике (название, контакты),
  • Номер извещения о закупке,
  • Собственно суть жалобы,
  • Список приложений, если они есть.

Нюансы

  • Проверьте, попадает ли ваша жалоба под основания, установленные законом. Иначе ФАС просто вернет ее без рассмотрения.
  • ФАС рассмотрит только те нарушения, которые были описаны в жалобе (ч.13 ст. 3 223-ФЗ). Даже если сотрудник заметит еще какое-то нарушение за рамками вашей жалобы, он не может провести по нему проверку. Перечисляйте в жалобе все нарушения, которые заметили.
  • Нарушения антимонопольного законодательства в соответствии с главой 9 135-ФЗ «О защите конкуренции» не являются основанием для подачи жалобы в рамках торгов по 223-ФЗ.

В какие сроки рассмотрят жалобу

Подать жалобу нужно в течение 10 дней после публикации итогового протокола. До рассмотрения жалобы закупку приостанавливают и заказчик не сможет заключить контракт. Как и в 44-ФЗ, жалобы поставщиков по 223-ФЗ ФАС рассматривает достаточно быстро. В январе 2019 года ФАС опубликовала разъяснение в Письме № ИА/4073/19 от 23.01.2019 о том, в какие сроки ведомство обязано рассмотреть жалобу:

  • За 3 рабочих дня ФАС принимает решение: возвращать жалобу или рассматривать.
  • За 7 рабочих дней рассматривает жалобу по существу (ч. 14 ст. 18.1 135-ФЗ). 

Если жалобу перенаправляют в другой территориальный орган ФАС, сроки для рассмотрения не приостанавливают, то есть считают их с даты, когда жалоба поступила в первое отделение, которое решило переадресовать обращение.

Жалобы, которые не касаются напрямую нарушенияй 223-ФЗ, а связаны с нарушением антимонопольного законодательства (подозрение на сговор заказчика и поставщика, например) рассматривают в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

Что поможет отстоять свои права?

Перед тем, как жаловаться на действия заказчика или комиссии, рекомендуем в первую очередь внимательно прочитать документы закупки и положение о закупках заказчика. Возможно, заказчик действует по правилам, которые сам и установил. 223-ФЗ многое разрешает.

Посмотрите примеры

Также хорошо бы почитать, в чью пользу решает ваш региональный ФАС ситуацию, на которую вы хотите пожаловаться. Все решения сейчас аккумулируют на этом сайте: https://br.fas.gov.ru/. Ищите по региону, ключевым словам и номеру закона.

Пример полезен вам в двух случаях:

  1. Если решение выносят в пользу поставщика, используйте текст жалобы как шаблон.
  2. Если в пользу заказчика, не тратьте время на подачу жалобы.

Четко обосновывайте свою позицию

Шансы на то, что жалобу признают обоснованной, возрастают, если жалоба будет:

  • краткой и четкой,
  • со ссылками на нормативно-правовые акты, но без длинных цитат из закона.

К жалобе нужно приложить документы, которые помогут подтвердить ее обоснованность. На практике часто прилагают положение о закупке заказчика, скриншоты с ЭТП или ЕИС, ответы заказчика на разъяснения.

«Независимый регистратор» в электронных закупках

С 2020 года в жалобах на ЭТП и на противоконкурентные действия поможет специальная программа, которая будет фиксировать все действия пользователя на восьми федеральных электронных площадках. Она бесплатная, называется «Независимый регистратор», ее можно будет скачать из ЕИС (зайдите в раздел «Информация для пользователей», найдите вкладку «Независимый регистратор»). С ее помощью можно:

  1. Доказать, что на площадке были технические проблемы, которые не позволили вам сделать ценовое предложение, подписать контракт и т.д.

  2. Вывести на чистую воду недобросовестных конкурентов. Например, если зафиксировать, как одни и те же две компании снижают цену, чтобы дать выиграть третьему участнику.

Программа работает только на ЭТП госзакупок: все закупки по 44-ФЗ и конкурентные закупки у малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ. Штрафы, которые ждут заказчиков за нарушения, описаны в статье 7.32.3 КоАП, например:

  • За извещение не по правилам и за требования, которых нет в положении о закупках,  – от 5 до 10 тыс. рублей на юрлицо.
  • За неразмещение в ЕИС обязательной информации о закупке — от 100 до 300 тыс. руб. на юрлицо.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1246-kak-zhalovatsya-v-fas-223

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.