Решения фас по закупкам

Решения фас по закупкам

Содержание

Развитие законодательства о госзакупках: проблемы и пути решения от ФАС России

Решения фас по закупкам

За последние годы система госзакупок, осуществляемых в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ), претерпела существенные изменения.

Некоторые из них начали действовать в 2019 году – например, стало обязательным проведение конкурсов, запросов котировок и запросов предложений в электронном виде, изменены правила формирования планов-графиков закупок (исключена необходимость составления планов закупок), уточнен порядок контроля в сфере закупок, введен особый порядок закупок и исполнения контрактов в целях реализации нацпроектов и т. п.

Эти и иные корректировки принесли положительные результаты – по данным Единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС), объем госзакупок в прошлом году увеличился на 15% (с 8,3 трлн руб. в 2018 году до 9,6 трлн руб. в 2019 году).

Однако ФАС России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный, в том числе, на осуществление контроля (надзора) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не намерена останавливаться на достигнутом и планирует продолжить работу над совершенствованием главного нормативного правового акта по госзакупкам.

Об уже имеющихся инициативах и только зарождающихся идеях в данной сфере заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев и начальник Управления контроля размещения государственного заказа антимонопольного ведомства Артём Лобов рассказали в ходе состоявшейся 18 февраля пресс-конференции. В своем выступлении они выделили несколько приоритетных направлений, по которым будет организована работа, а именно:

  • совершенствование правоприменительной деятельности ФАС России по Закону № 44-ФЗ;
  • решение практических проблем;
  • развитие добросовестной конкуренции;
  • повышение качества исполнения контрактов.

Рассмотрим каждое из названных направлений более подробно.

Совершенствование правоприменительной деятельности

На практике имеют место случаи принятия территориальными управлениями ФАС России решений, не соответствующих общей позиции антимонопольного органа. Поэтому одним из ключевых направлений работы службы в 2020 году станет унификация практики ФАС России, региональных и муниципальных контролирующих органов.

“И заказчики, и предприниматели должны понимать, что вне зависимости от того, в какое территориальное управление ФАС России – в Самару или в Калининград – они придут, они вправе ожидать одного и того же подхода по типовым вопросам”, – подчеркнул Евраев.

Он добавил, что ФАС России при принятии тех или иных решений опирается на правила, закрепленные в законодательстве РФ, и, даже если это неправильно с точки зрения современной экономики или госполитики, не может от них отступать.

В целях выработки и обсуждения единой практики будет продолжено общение представителей территориальных управлений с центральным аппаратом ФАС России по вопросам госзаказа в режиме видео-конференц-связи (в составе 1-1,5 тыс. человек). Такой формат взаимодействия был апробирован в прошлом году и уже показал положительные результаты.

Ключевые проблемы Закона № 44-ФЗ и пути их решения

Проблема 1: установление заказчиками в документации о торгах “ловушек” для формального отклонения участников.

По общему правилу, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

  • согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
  • при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг: наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии) (ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

С 1 июля 2019 года Федеральным законом от 1 мая 2019 г.

№ 71-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 71-ФЗ) было установлено исключение из этого правила, но только для заявок на участие в электронном аукционе в рамках закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства. Для первых частей заявок на участие в электронном аукционе в этом случае требуется исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе. Такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки (ч. 3.1 ст. 66 Закона № 44-ФЗ). По мнению Евраева, это способствует развитию “настоящей конкурентной среды в сфере закупок работ по строительству”.

Предложение по решению проблемы: при закупке любых товаров, работ, услуг требовать только наличия согласия участника закупки на иные работы (по аналогии с закупками строительных работ), а при использовании (или поставке) товаров – устанавливать ограниченный перечень характеристик на закупку (например, не более 5-10 требований).

Представители службы уверены, что это позволит не только упростить порядок оформления заявок (в частности, избавит участников от необходимости заполнения “150 страниц текста убористым почерком”, что, в свою очередь, минимизирует возможность допущения ошибок при их заполнении, из-за которых заказчик может отклонить “неудобные” ему заявки), но и в конечном итоге будет служить цели создания настоящей конкурентной среды на рынке закупок.

Проблема 2: отсутствие у предпринимателей возможности защитить свои права при исполнении контракта.

Речь идет, в частности, о возможности одностороннего отказа стороны от исполнения контракта, которая часто рассматривается как злоупотребление по отношению к добросовестной стороне.

Это обусловлено тем, что действующее законодательство четко не очерчивает круг оснований, по которым возможен такой отказ.

“Заказчики поняли, что в любой момент могут отказаться от сотрудничества с предпринимателями”, – подчеркнул Михаил Евраев.

Отметим, поскольку информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – РНП), то последние на два года (именно на такой срок информация вносится в реестр) лишаются возможности участия в закупках. Это относится к тем закупкам, в которых заказчик в качестве требования к участникам указал отсутствие информации об участнике закупки в РНП (ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

Указанная проблема обрела особую значимость на фоне наметившейся тенденции к существенному увеличению количества случаев подачи заказчиками обращений о включении их контрагентов в РНП. Об этом свидетельствуют данные статистики, приведенные начальником Управления контроля размещения государственного заказа Артёмом Лобовым.

Так, количество обращений о включении в РНП в 2019 году превысило 27,5 тыс. (что почти в два раза больше, чем в 2018 году). Причем по результатам рассмотрения этих обращений в РНП включено только 53% (14 633) поставщиков (подрядчиков, исполнителей), остальные жалобы признаны необоснованными.

Также анализ показал, что в ряде ситуаций неисполнение обязательства было связано не с недобросовестностью поставщика, а с недобросовестностью самого заказчика.

Предложение по решению проблемы: предоставить предпринимателям возможность защищать свои права путем установления закрытого перечня случаев одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта и предоставления исполнителю права обжаловать такое решение заказчика.

Проблема 3:сговор на торгах.

Законом № 71-ФЗ было введено правило, согласно которому электронный аукцион в случае включения в документацию о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства проектной документации проводится через четыре часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе. Это стало исключением из общего правила определения дня проведения электронного аукциона, каковым считается рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе (ч. 3 ст. 68 Закона № 44-ФЗ). Такая поправка внесена в целях предотвращения возможности сговора участников закупки.

Предложение по решению проблемы: проводить аукцион через два часа после окончания срока подачи заявок для всех видов товаров, работ, услуг (по аналогии с закупками в сфере строительства, для которых действует временной промежуток в четыре часа).

Замруководителя ФАС России уточнил, что служба вышла бы с предложением сократить этот период и до нуля, но это невозможно сделать, так как после введения спецсчетов появилась необходимость взаимодействия банков с площадками, а на это требуется определенное время.

Новый механизм отсчета времени между окончанием подачи заявок и началом проведения аукциона планируется внедрить в отношении любых закупок.

“Мы хотим уйти от сговора не только в сфере строительства, но и по всем закупкам товаров, работ и услуг”, – подчеркнул Евраев.

А лучшая борьба со сговором, по его словам, это – превентивные меры (“если заранее круг участников не будет очерчен, то и сговора не будет”).

Проблема 4: “цикличность” проведения закупки.

Если ранее заказчик должен был проводить торги до тех пор, пока не будут поданы соответствующие требованиям заявки, то Законом № 71-ФЗ это правило было изменено – в настоящее время торги проводятся только два раза, и если оба раза они признаны несостоявшимися, то можно заключать контракт с единственным поставщиком через согласование с ФАС России (ст. 55 Закона № 44-ФЗ).

Предложение по решению проблемы: уйти от повторного проведения торгов после первого неудачного их проведения. Планируется в случае признания первых торгов несостоявшимися разрешить заказчикам сразу заключать контракт с единственным поставщиком по согласованию с ФАС России.

Развитие добросовестной конкуренции

Центральной идеей в части развития добросовестной конкуренции в рамках Закона № 44-ФЗ является предложение по формированию рейтинга деловой репутации предпринимателей. “Те люди, которые имеют за плечами качественно исполненные контракты, должны иметь определенные экономические преференции – например, снижение размера обеспечения по контракту (в два или в три раза)”, – считает Евраев.

Предлагается категорирование рейтинга на высокий, базовый и низкий.

Причем присваивать его предполагается автоматически – на основании содержащихся в ЕИС данных о качестве, количестве и стоимости исполненных контрактов.

Ожидается, что рейтинг будет использоваться для допуска на торги, объективной оценки участника на торгах и для решения вопроса о возможном снижении размера обеспечения заявки и контракта.

Также в числе предложений ФАС России в рамках указанного направления:

  • обеспечение подачи жалобы и официального уведомления участников через ЕИС;
  • ведение всего документооборота по заказу, включая претензионную и иную официальную переписку заказчика с исполнителем по контракту, в ЕИС;
  • внедрение единой формы банковской гарантии;
  • внесение изменений в Договор ЕАЭС с целью введения на территориях единого экономического пространства новой процедуры – закупки через электронный магазин.

Повышение качества исполнения госконтрактов

В рамках этого направления предложения ФАС России сводятся к введению универсальной предквалификации на торгах и расширению специальной предквалификации на закупку товаров, работ, услуг (кроме строительства, так как там она уже есть).

В первом случае предполагается, что участник закупки должен иметь опыт исполнения госконтракта не менее 20% от начальной (максимальный) цены контракта на сумму более 20 млн руб. (этот опыт будет проверяться в автоматическом режиме).

Такое нововведение рассматривается как мера борьбы с “профессиональными жалобщиками” (недобросовестными организациями или частными лицами, которые подают жалобы на госзакупки с целью получения денег за отзыв жалоб как от добросовестных участников, так и от заказчиков), поскольку обжаловать контракт сможет только то лицо, которое имеет право на подачу заявки. То есть право на обжалование будет у тех, кто имеет опыт исполнения любого контракта не менее 20% от стоимости контракта, который они хотят обжаловать (например, если обжалуется контракт на 100 млн руб., то должен быть исполненный контракт на 20 млн руб., если на 1 млрд руб. – то исполненный контракт на 200 млн руб., а если исполненного ранее контракта на соответствующую сумму нет, то нельзя будет и обжаловать). В свою очередь, второй тип предквалификации призван сделать более качественным исполнение контракта.

***

Помимо планируемых к рассмотрению и принятию мер законодательного характера, представители ФАС России озвучили данные статистики по динамике поступивших и рассмотренных в 2019 году жалоб и обращений в контрольный орган. Принято более 66 тыс.

обращений, что почти на 4% больше, чем в 2018 году. Более значительный рост обращений (почти в два раза) зафиксирован по вопросу включения в РНП.

Что касается судебного обжалования, то по Закону № 44-ФЗ обжалуются порядка 10% принятых решений (в 93% случаев истец выигрывает суд).

Эта статистика показывает, что в сфере госзакупок еще есть слабые места и нерешенные проблемы, над которыми ФАС России и продолжит работать в текущем году.

По словам Михаила Евраева, на внесение предлагаемых поправок может потребоваться немало времени, но он надеется на более оперативный процесс совершенствования законодательных норм.

“Все, что от нас зависит, чтобы это было как можно быстрее, мы обязательно сделаем”, – заключил он.

Источник: https://www.garant.ru/article/1328244/

Фас россии: функции, основные полномочия, меры воздействия на участников рынка, решения

Решения фас по закупкам

При реализации законов о контрактной системе 44-ФЗ и о закупках отдельными категориями юридических лиц 223-ФЗ важное значение принадлежит контролю за законностью действий заказчика.

Что такое Федеральная антимонопольная служба

ФАС РФ, или Федеральная антимонопольная служба – это особое ведомство, в задачи которого входит защита конкуренции или недопущение формирования монополии на современном рынке. Ведомство было утверждено по указу Президента №314 от 2004 года.

Порядок работы антимонопольной службы регламентируется следующими документами:

  1. Положением о ФАС, утвержденное Постановлением Правительства от 2004 года №331.
  2. Законом «О защите конкуренции» от 2006 года №135-ФЗ.
  3. Постановлением Правительства «Вопросы ФАС» от 2004 года №189.
  4. Локальными нормативно-правовыми актами, в которых содержатся ссылки на законодательство о рекламе, торговле и пр.

Функции службы

ФАС РФ в сфере закупок является основным контрольным органом. Понятие о контролере в сфере закупок приведено в п. 13 ст. 3 ФЗ-44. Контрольная инстанция наделена правами осуществления деятельности на разных уровнях власти: региональном, федеральном и местном.

Функции контролера в сфере госзакупок прописаны как в самом законе о контрактной системе, так и отдельными нормативно-правовыми актами. В своей деятельности Федеральная антимонопольная служба опирается на Положение №331, утвержденное Постановлением Правительства и некоторыми иными постановлениями Правительства, которые редактировали его положения.

В Постановлении Правительства №1489 от 2014 года детально прописан функционал, которым наделена ФАС. Это выполнение контрольно-надзорных мероприятий в части исполнения закона:

  1. О конкуренции на товарных и финансовых рынках.
  2. О рекламе.
  3. О гособоронзаказе.
  4. В сфере закупок.
  5. О естественных монополиях.

Правительство наделило ФАС согласовывать закрытые процедуры, контролировать иностранные инвестиции и разрабатывать определенные правовые документы.

Помимо государственного контроля со стороны ФАС, сфера госзакупок и закупок отдельными видами юрлиц контролируется со стороны уполномоченного ведомства или общественности.

Основные полномочия

Под полномочиями ФАС понимается определенный перечень прав, предоставленных данной инстанции для выполнения определенных действий, которые направлены на реализацию ее функционала.

ФАС РФ по российскому законодательству наделена следующими полномочиями:

  1. Сбор информации о контролируемых субъектах: заказчиках, контрактных управляющих, комиссиях по закупке, операторов ЭТП, уполномоченных органов, специализированных инстанций.
  2. Проведение плановых и внеплановых проверок заказчика. Они проводятся не чаще раза в полгода.
  3. Возбуждение административных дел в процессе выявления нарушений антимонопольного законодательства и их рассмотрение.
  4. Оформление предписаний при выявлении правонарушений (например, при совершении нарушений, которые ведут к нарушению конкуренции).
  5. Участие в судебных заседаниях.
  6. Оформление предписаний и предложений об устранении законодательных недочетов.

Если рассмотрение жалоб по 44-ФЗ фигурирует в указанном документе в качестве отдельного полномочия антимонопольной службы, то про 223-ФЗ здесь нет упоминания. При этом рассмотрение поступивших обращений по этому вопросу можно включить в перечень «иных полномочий» ФАС. Проверки заказчика или закупочной комиссии могут осуществляться не чаще раза за весь период проведения закупки.

Для инициации внеплановой проверки заказчика у ФАС должны быть веские основания. Это могут быть:

  1. Поступившая жалоба на действия (бездействие) заказчика со стороны участников закупочных мероприятий.
  2. Полученная информация о нарушении закупочного законодательства.
  3. Окончание срока для устранения замечаний в предписании по п. 2 ч. 22 и п. 3 ч.2 7 ст. 99.

В ходе проверочных мероприятий ФАС может пользоваться результатами предыдущих проверок. Полномочия ФАС не распространяются на гособоронзаказ и закупки, сведения которых образуют гостайну.

Меры воздействия на участников рынка

При поступлении жалобы на действия заказчика контрольная инстанция вправе приостановить процедуру подписания госконтракта по ч. 7 ст. 106 44-ФЗ. В случае обнаружения нарушений уполномоченный контрольный орган в лице ФАС вправе (согласно ч. 22 ст. 99 44-ФЗ):

  1. Составить протокол об административных нарушениях и рассмотреть дело.
  2. Принять меры по предотвращению правонарушения.
  3. Выдать предписание, обязательное для исполнения, о предотвращении правонарушения.
  4. Решение об отмене процедуры.
  5. Обратится в суд о признании закупки недействительной.

Как найти решение ФАС

Регламент по рассмотрению жалоб, поступивших на участников закупки, приведен в Приказе ФАС от 2014 года №727/14.

В случае принятия жалобы к рассмотрению ФАС должна принять соответствующее решение, уведомить о нем заявителя и разместить информацию в открытом доступе.

Но в некоторых случаях антимонопольная служба не разбирает поступившие обращения по существу, а возвращает их назад заявителю, согласно ч. 11 ст. 105 44-ФЗ. Например:

  • если в документе отсутствуют нужные сведения по ч. 8 ст. 105 (контактные данные заявителя и пр.);
  • документ подписало лицо, которое не имело прав на это;
  • нарушены сроки подачи жалобы (так, на обжалование результатов торгов у участника есть 10 дней с момента подписания протокола) и пр.

Все поступившие в ФАС обращения регистрируются в специальном реестре жалоб, а итоги их обработки размещаются в базе. Все решения составляются со следующей структурой:

  1. Во вводной части приводится наименование всех участников, состав комиссии, реквизиты тендера, номер документа.
  2. В описательной части прописываются доказательства, которые учитывались в процессе работы комиссии.
  3. В мотивировочной части приводятся обстоятельства, которые были установлены при проведении проверочных мероприятий.
  4. В результативной части приводятся выводы о признании жалобы необоснованной, частично или полностью обоснованной.

В некоторых случаях дополнительно выносится решение о возбуждении административного дела или материалы передаются в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.

ФАС может вынести предписание об устранении нарушений и указать на этот факт в вынесенном решении. База данных решений ФАС представлена по ссылке.

Таким образом, Федеральная антимонопольная служба наделена широким перечнем полномочий в области контроля за сферой государственных закупок.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

В 2019 году внесены изменения в Федеральный Закон №44 (далее — Закон), регламентирующие особенности и порядок проведения закупок в контрактной сфере для государственных и муниципальных нужд. Корректировки внесены на основании Федерального Закона №71 от 01.05.2019 и вступают в силу в период с 1 января по 1 октября 2019 года.

Планирование закупок

В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ №71 с 1 июля 2019 года закупочные мероприятия можно производить спустя 1 день с момента внесения изменений в график закупок. График редактируется за день:

Планирование закупок осуществляется посредством формирования плана и графика (ст. 16 Закона). График редактируется в случае необходимости, а также в случаях изменения цены контракта, порядка оплаты и по результатам общественного обсуждения (ч. 13 ст. 21 Закона).

Обоснование закупок

На основании ч. 6 ст. 1 ФЗ №71 будут внесены изменения в порядок обоснования закупок (ст. 18 Закона). Теперь обоснованными признаются закупки, отвечающие критериям нормирования (ст. 19 Закона) и цены контракта (ст. 22 Закона). В связи с этим:

  • предположительно на этапе планирования не потребуется обоснование;
  • оценка обоснованности не осуществляется в ходе мониторинга;
  • исключено обязательство по обоснованию объекта и целевого назначения закупки;
  • исключено обязательство по обоснованию максимальной цены контракта.

Предполагается, что заказчикам потребуется вносить описание, обоснование максимальной цены контракта и проект за 3 месяца до начала закупочных мероприятий.

Соответствующее требование может быть изложено при регламентации условий формирования плана-графика.

Контракт

На основании ч. 19 ст. 1 ФЗ № 71 вводятся новые условия по формированию и обслуживанию контрактов (ст. 34 Закона). Основные изменения:

  • исключено обязательство отчетности по исполненным контрактам;
  • установлена формулировка условий по неустойке;
  • срок оплаты может превышать 30 дней;
  • после расторжения контракта новый может быть заключен без предварительного аукциона;
  • заказчики больше не определяют срок действия гарантии банка;
  • при отзыве лицензии банк обязуется предоставить новое обеспечение в течение 1 месяца;
  • установлены сроки возврата обеспечения;
  • установлены новые правила по уменьшению обеспечения при частичном исполнении контракта.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/funkcii-fas.html

Когда и как закупку у единственного поставщика нужно согласовывать с ФАС

Решения фас по закупкам

С 1 июля 2020 года существенно изменились правила согласования контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случае признания закупки несостоявшейся (был принят Федеральный закон от 27.12.2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”»). Расскажем, как было принято раньше и что теперь нужно учитывать в работе.

В каких случаях и как согласовывались с контрольным органом контракты, заключаемые с единственным поставщиком, по результатам несостоявшихся процедур до 1 июля 2020 года?

Напомним, что до указанной даты вопрос заключения контракта по результатам несостоявшейся процедуры регулировался пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Основанием для признания конкурентной закупки несостоявшейся служило следующее:

– на участие в конкурентной закупке подана только одна заявка;

– только один из участников закупки, подавших заявки на участие в ней, признан его участником;

– ни один из участников электронного аукциона не подал предложение о цене контракта в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона;

– комиссией заказчика принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нём;

– только одна  заявка признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам в соответствии с извещением о проведении запроса предложений либо указанным в извещении о проведении запроса котировок.

В этих случаях контракт должен быть заключён с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.

Такая цена не должна была превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.

Согласовывать с контрольным органом в сфере закупок возможность заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания закупки несостоявшейся теперь приходится по новым правилам.

Прежде всего, в пункт 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе были внесены изменения, согласно которым заказчик должен направить в контрольный орган обращение о согласовании, если не состоится:

– закрытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс или аукцион;

– открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;

– электронный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;

– электронный аукцион, если была подана или осталась только одна заявка, а также если не было подано ни одного ценового предложения;

– запрос предложений (в том числе в электронной форме), если была подана или осталась только одна заявка, а также если не было подано ни одной заявки или все участники были отклонены.

Однако согласовывать придётся не каждую несостоявшуюся закупку, а только ту, цена контракта которой превышает предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Постановлением Правительства РФ от 30.06.

2020 № 961 «Об установлении предельного размера (предельных размеров) начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса, аукциона или запроса предложений несостоявшимися осуществляется по согласованию с контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, об утверждении Правил согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Такое согласие потребуется, если начальная (максимальная) цена контракта, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 961, превысит предельные размеры. Эти размеры устанавливаются не только в зависимости от способа закупки, но и от уровня заказчика.

Например, согласование нужно при заключении контракта для федеральных нужд, если начальная (максимальная) цена контракта превысит 500 млн рублей (за исключением закупки, осуществляемой путём проведения запроса предложений или запроса предложений в электронной форме в случае их признания несостоявшимися в соответствии с частью 19 статьи 83 или частью 27 статьи 83.1 Закона о контрактной системе соответственно или путём проведения закрытого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При закупке для нужд субъекта Российской Федерации либо для муниципальных нужд такой размер уже составит 250 млн рублей. Исключения, предусмотренные при согласовании заключения контракта для федеральных нужд, применимы и в этом случае.

И всего при сумме в 1 000 рублей потребуется получать согласование, при запросе предложений или запросе предложений в электронной форме (в случае их признания несостоявшимися согласно ч. 19 ст. 83 или ч. 27 ст. 83.1 Закона № 44-ФЗ), а также при закрытых способах определения поставщика.

Вовсе не потребуется согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком, если не состоялся запрос котировок, в том числе в электронной форме (п. 4 ч. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Что необходимо предпринять, чтобы получить согласие на заключение контракта с единственным поставщиком?

Чтобы получить такое согласие, потребуется направить соответствующее обращение в контрольный орган.

Сделать это необходимо  не позже чем через пять рабочих дней с даты размещения в ЕИС протокола с информацией о признании закупки несостоявшейся или с даты подписания такого протокола, если он не размещается в ЕИС в соответствии с Законом № 44-ФЗ (ч. 6 ст. 93 Закона о контрактной системе).

Вступившим в силу Постановлением Правительства РФ от 30.06.2020 № 961 утверждена форма такого обращения, а также перечень информации и документов, прилагаемых к нему.

Допускается направление такого обращения как на бумажном носителе, так и в электронной форме, сведения в которых должны быть идентичными.

Вы сможете направить такое обращение исключительно с использованием ЕИС в случае проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, запроса предложений в электронной форме.

Какие органы уполномочены на принятие решения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком либо об отказе в таком согласовании?

ФАС России наделён полномочиями при рассмотрении обращений, при проведении закупок для федеральных нужд и закупок, проводимых закрытыми способами;

контрольный орган в сфере закупок субъекта РФ ‒ при закупках для региональных в г. Москве таким органом является Главное контрольое управление г. Москвы  (Постановление Правительства Москвы от 01.06.2012 № 252-ПП)

Источник: https://www.4dk.ru/news/d/20200918141844-kogda-i-kak-zakupku-u-edinstvennogo-postavshchika-nuzhno-soglasovyvat-s-fas

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.