Реструктуризация долга россии

Реструктуризация долга россии

Содержание

Реструктуризация внешнего долга

Реструктуризация долга россии

Долги возникают не только у простых людей, но и у целых государств. Практически каждая, даже самая развитая страна, имеет определенный размер государственного внешнего долга перед остальными государствами.

Это не мешает вести экономическую и политическую деятельность и, в некотором роде, даже помогает в этом.

Рассмотрим подробнее, что такое внешний госдолг страны, как он возникает, в чем учитывается, как выплачивается или реструктуризируется?

Что такое внешний госдолг страны?

Он представляет собой суммы текущих, еще непогашенных, обязательств государства перед иностранными кредиторами. Эти обязательства не зависит друг от друга и совмещают в себя основную сумму и проценты. Сюда же входят обязательства, которые нужно погасить в установленный временной период в будущем.

Структура внешнего долга страны:

  • Госдолг (задолженность государства перед зарубежными кредиторами).
  • Частный долг (долг частных лиц, банков, организаций, фирм перед зарубежными кредиторами).

С одной стороны подобные заимствования дают возможность увеличить финансовые ресурсы за счет вливаний извне, а с другой стороны влияют на риск финансового кризиса.

Объем госдолга влияет и на кредитный рейтинг государства на мировом рынке в обратной пропорциональности: чем больше задолженность, тем ниже рейтинг и тем жестче условия предоставления новых займов.

Если страна уже имеет просрочки по бывшим долгам или непогашенную задолженность, то ей по факту закрыт доступ к международным кредитным инвесторам. Долги стран приходятся в основном на членов клуба кредиторов в Париже, а частные заимствования обслуживает Лондонский клуб.

Что такое реструктуризация внешнего госдолга?

Если государство находится в затруднительном положении, то кредиторы начинают проводить процедуру реструктуризации, чтобы уменьшить бремя выплат и дать возможность восстановится силы. В этом случае производится пересмотр условий выплат.

В частности изменяется срок выплат как по основному займу, так и по процентам, которые нужно было выплатить в установленный момент времени, меняется график выплат. Такая процедура проводится в отношении бедных стран.

Она дает возможность снижения бремени выплат с условием, что в стране будут проводиться реформы экономического оздоровления по сценарию Международного валютного фонда и Всемирного банка.

Внешний госдолг РФ

Долги, как и деньги, переходят по наследству. Именно такого долговое наследство получила Россия от Советского Союза и СНГ. По состоянию на 1993 г. полная задолженность достигала 70 млрд.долларов.

В связи с тяжелой ситуацией выплачивать такие обязательства было не под силу, поэтому Парижский клуб перенес время выплаты основного долга, и РФ выплачивала только проценты. В 1997 г. Россия вошла в состав Парижского клуба на официальной основе.

В период до 2006 года страна погасила долг Советского Союза перед клубом.

От чего зависит внешний госдолг?

Он складывается из притока в страну зарубежных ссуд. Мировой госдолг всех государств уже достигает 10 трлн. долларов (только у США он составляет 7 трлн.дол.) Сложность выплаты определяется не только величиной, но и условиями погашения.

Рассмотрим на российском примере. На начало 2005 года внешний долг нашей страны достиг 213 млрд.долл., что составило 43% к ВВП и 120%  объема экспортируемых товаров в год. Это средние показатели. К сравнению, в начале 2000 годов они достигали отметки 94% и 200% соответственно.

На начало 2015 года объем госдолга достиг 599 млрд.долл., а к июлю – 555 млрд.долл.

Сокращение связано с тем, что из-за санкций произошел отток капитала, цены на нефть упали, отечественные корпорации стали меньше брать иностранные займы и стали расплачиваться по уже взятым обязательствам.

Недостатки и преимущества внешнего госдолга

Государственный долг имеет как отрицательные, так и положительные моменты.

К отрицательным относится:

  • Тяжесть обслуживания.
  • Зависимость экономическо-политического состояния от вливаний извне.
  • Неэффективное использование капитала.

К положительным моментам относится:

  • Дешевые источники финансирования для скорого роста экономики.
  • Эффективное использование капитала не вызывает сложностей для его возврата и большой зависимости от кредиторов.
  • Вложение долгосрочных инвестиций в национальную экономику, развитие бизнеса.

Россия-кредитор

На фоне снижения внешнего госдолга и роста экономики Россия стала превращаться в страну-кредитора. Правда, заемщики оказались неблагонадежными. Так, не смогли вовремя вернуть свои долги Украина, Монголия, Вьетнам, вследствие чего пришлось проводить реструктуризацию. В 2011 г.

РФ предоставила Кипру 2,5 млрд. евро под 4,5% годовых на 5 лет, хотя европейские страны готовы были дать в долг под ставку не ниже 15% годовых. Россия также является также является кредитором США. Ее доля составила в общем объеме американского госдолга 3% или около 160 млрд.долл.

Таким образом, у госдолга есть свои преимущества и недостатки. Умелое использование иностранного заемного капитала не представляет сложностей для его возврата. Однако, в виду высокого уровня коррупции, капитал используется неэффективно, что приводит к затруднению его погашения.

Источник: https://investor100.ru/restrukturizaciya-vneshnego-dolga/

Что такое соглашение о реструктуризации долгов — что говорит Закон?

Реструктуризация долга россии

Вопрос реструктуризации долгов в России строго регламентирован. Конечно, нет одного закона о реструктуризации, но в Гражданском Кодексе есть соответствующие статьи, а также целая Глава в законе Федерального уровня №83.

Рассмотрим подробнее, какие нормативно-правовые акты могут помочь при реструктуризации долгов, и разберемся, что представляет собой соглашение о реструктуризации, каковы его основные особенности.

статьи:

Понятие и цель соглашения о реструктуризации

В статье 20 ФЗ-№83 обозначено определение реструктуризации долгов.

Оно расшифровывается, как «полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов».

Цель соглашения — изменение существующего договора, заключенного между заемщиком и банком, и ведение новых условий в долговые обязательства.

Реструктуризация кредита физического лица через суд – инструкция для заемщиков, условия и причины отказов

Заключенное соглашение о реструктуризации долга изменяет условия первоначального обязательства, которое действует с учетом внесенных коррективов (ст. 309, ст. 310 ГК РФ).

Таким образом, соглашение о реструктуризации – это определенного вида сделка между клиентом и банковской, кредитной организацией.

Особенности заключения сделки с банком на новых условиях

Некоторые путают реструктуризацию с рефинансированием. Однако смысл у них разный, да и понятие реструктуризации намного шире, чем понятие рефинансирования.

Процедура реструктуризации кредита может происходить путем изменения условий договора, а также за счет:

  1. Увеличения сроков займа.
  2. Предоставления отсрочки, рассрочки платежей по основному договору.
  3. Приостановки начисленных процентов, пеня, неустоек.
  4. Предоставления отсрочек по оплате основного долга или только процентов.
  5. Перекредитования на более выгодных условиях.
  6. Полное освобождение от уплаты штрафов (ст.

    415 ГК РФ).

  7. Заключения соглашения с элементами разных договоров — подписания смешанного соглашения (ст. 421 ГК РФ).
  8. Освобождения от выплаты части основного долга (ст. 415 ГК РФ).
  9. Частичного закрытия долга по кредиту путем передачи отступного (ст. 409 ГК РФ).

Все нюансы обязательно должны быть внесены в соглашение!

Взыскание с поручителя долга по кредитному договору – условия и процедура, реструктуризация

Кредитор, заключая новое соглашение с клиентом, не вправе потом нарушать прописанные условия в нем. Однако он сможет предъявить к заемщику требования за любые новые нарушения, допущенные клиентом после заключения соглашения о реструктуризации долга (Постановление ФАС ВСО от 30.07.2012 N А58-6645/2011).

Условия соглашения о реструктуризации долгов

Соглашение о реструктуризации долгов должно быть оформлено в письменной форме. Это требование прописано в статье 19 ФЗ-№83. Там же указаны условия, при которых соглашение будет считаться законным и действующим после подписания сторон.

Итак, оно должно содержать такие важные сведения:

  1. Дату, на которую фиксируются долги.
  2. Размер долга перед каждым кредитором с указанием доли в общем объеме кредиторской задолженности.
  3. Условия и порядок реструктуризации долгов.
  4. Размер платы за отсроченную или рассроченную задолженность.
  5. График платежей.

  6. Положение об обязательстве должника осуществлять платежи одновременно всем кредиторам пропорционально их доле в общем объеме кредиторской задолженности.

  7. Положение об обязательстве должника заключить договор с банком-агентом об открытии счета с особым режимом для проведения расчетов с кредиторами по указанному соглашению.
  8. Условия выхода кредиторов из указанного соглашения.

  9. Положение об ответственности должника за неисполнение указанного соглашения, в том числе частичное.

Эти условия прописаны на законодательном уровне, но вы можете включить в документ любое требование и обязательство, которое посчитаете нужным.

После подписания документа все прописанные нюансы будут действовать.

Срок действия соглашения о реструктуризации кредита

Юридическую силу соглашение о реструктуризации долга по кредиту обретет сразу же после подписания.

В соответствии со статьей 21 ФЗ-№83, срок, на который заключается соглашение, не может быть…

  1. Менее 5 лет при отсрочке долга.
  2. Менее 4 лет при рассрочке долга.

Указанный срок обязательно должен быть прописан в соглашении. Он будет сохраняться при повторном участии заемщика в процессе реструктуризации долгов.

То есть, если должник решил повторно реструктуризовать второй или последующие кредиты, то соглашение он сможет подписать на такие же сроки, в зависимости от того, что было принято банком — отсрочка или рассрочка по кредиту.

Кто должен подписать соглашение о реструктуризации, и когда в подписании откажут?

Подписание соглашения должно происходить в банковской, кредитной организации с участием представителей каждой стороны:

  1. Прежде всего, это — заемщик, который брал в банке кредит и хочет его реструктуризовать.
  2. Также подписать соглашение должны кредиторы, не входящие в территориальную комиссию (ч.1 ст. 23 ФЗ-№83). Заметьте, что соглашение должно быть подписано кредиторами, в совокупности обладающими правом требования погашения не менее 75% от общей задолженности клиента (ст. 19 ФЗ-№83).

После того, как соглашение будет составлено, а на это дается всего лишь 1 месяц, его передают в территориальную комиссию (ч.2 ст. 23 ФЗ-№83). Члены комиссии, в свою очередь, либо подписывают соглашение, либо отказывают в его утверждении.

Комиссия имеет полное право отказать в подписании соглашения в таких случаях:

  1. Если не выполнены условия и порядок проведения реструктуризации долгов, которые были предложены изначально комиссией на рассмотрение клиенту и кредиторам.
  2. Если соглашение подписано недостаточным числом кредиторов.

  3. Если в отношении должника было возбуждено дело о банкротстве в Арбитражном суде.

Заемщик может исправить нарушения и подать новое заявление в банк с просьбой о реструктуризации кредита, но тогда процедуру всю придется проходить заново и ждать опять 1-2 месяца, когда оформят новое соглашение и направят в территориальную комиссию.

Последствия подписания соглашения о реструктуризации

В соответствии со статьей 25 ФЗ-№83, предусмотрены некоторые последствия от подписания соглашения по реструктуризации кредита.

Отметим их:

  1. После подписания соглашения приостанавливается начисление пени, штрафов за несвоевременную оплату кредита, по которому будет осуществлена реструктуризация (ч.1 ст.25 Фз-№83).
  2. В течение 1 месяца после подписания соглашения сторонами должно быть заключено дополнительное соглашение к нему (ч.2 ст.25 ФЗ-№83).

    Оно будет предусматривать реструктуризацию задолженности по пеням, штрафам за неисполнение новых условий и требований, согласно новому соглашению.

  3. В течение 1 месяца также должно быть подписано новое дополнительное соглашение, определяющее условия и порядок списания начисленных пени и штрафов за нарушение российского законодательства (ч.

    3 ст.25 ФЗ-№83). В нем прописывается, какие суммы подлежат уплате в федеральный бюджет, во внебюджетные государственные фонды ли же напрямую кредиторам.

Итак, с соглашением мы разобрались.

В следующей нашей статье мы расскажем, как выглядит типовое соглашение о реструктуризации кредита, утвержденное Правительством РФ, а также о том, как правильно его составить.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Источник: https://pravo812.ru/zakony-izmeneniya-pravovye-akty/1224-soglashenie-o-restrukturizacii-dolgov-zakon.html

Реструктуризация государственного долга

Реструктуризация долга россии

Реструктуризация государственного долга представляет собой прекращение обязательств по выплатам, в основе которых лежат соглашения, где предусмотрены иные условия по обслуживанию, с последующим погашением задолженностей. Происходит путем частичного списания основных сумм.

Что такое внешний госдолг страны

Согласно определению МВФ – это общий объем текущих, непогашенных обязательств, которые не связаны с какими-либо условиями – «тело кредита», плюс проценты, что были приняты резидентами одной страны относительно нерезидентов.

Внешний долг складывается из государственных, наряду с частными просрочками, при этом наряду с ростом финансовых ресурсов, повышается риск возникновения кризиса в экономике.

Суммарный размер самого долга, плюс просроченные выплаты, оказывают значительное влияние на общий рейтинг государства у международной общественности, при дальнейших предоставлениях кредитов.

Чем он ниже, тем под более жесткие условия производится выдача новых займов.

Те страны, у которых высокие показатели просроченных выплат, фактически не могут рассчитывать на новые денежные потоки. Единственным возможным вариантом для них поправить свое финансовое положение, становится обращение к ресурсам МВФ и группам Всемирного банка.

Появление просрочек может означать начало переговоров с кредиторами других государств по вопросам возможного урегулирования внешних долгов. Обычно речь идет о принятии определенных мер со стороны заемщика, направленных на ликвидацию задолженности, путем снижения процентных выплат и суммы основного долга.

Что такое реструктуризация внешнего госдолга

Представляет собой одну из форм по реорганизации установленных условий, при этом стороны ведут переговоры относительно отсрочек исходя из основной суммы с процентами, начисление которых наступает в четко установленный срок.

Также разрабатывается и подлежит утверждению новый график платежей.

При вынесении решения, в расчет принимают финансовое состояние, насколько представительный рейтинг сложился у конкретной страны, обратившейся с просьбой реструктурировать задолженность.

Историческая справка

Российская Федерация получила ВД в наследство, доставшееся после СССР.

Исключая Украину, все бывшие республики доверили РФ обслуживать свои внешние госдолги, общая сумма которых на 1993 год достигала порядка семидесяти миллиардов долларов.

Достаточно затруднительным представлялось погасить его максимально быстро, особенно при условии значительного сокращения валютной экспортной выручки. По итогам, страна могла каждый год погашать не более, чем 2,5 млрд.

ВД условно делится на:

  • займы от международных компаний (64%);
  • реструктурированные долги СССР;
  • кредиты от банков и организаций России (9 и 12,5% соответственно);
  • облигации в валюте (6%);
  • еврооблигации (8%);
  • субфедеральные ссуды (1%).

Сентябрь 1997 – Правительство РФ подписало во Франции Меморандум по взаимопониманию, посредством которого произошло оформление факта присоединения к Парижскому клубу, как следствие страна получила равные права с остальными участниками. Это стало очередным шагом по интеграции нашего государства в международной финансовой системе.

Пик расчетов погашения задолженности приходится на период 1999 – 2001, что было вызвано наложением новых долгов на старые, еще с советских времен. Полный расчет по ним произошел в 2006, при общем расходе в размере 23,7 млрд. долларов.

Тогда же осуществили платежи согласно плану – 1,3 млрд., с одновременным внесением Внешэкономбанком еще 22,5 млрд., как досрочного погашения.

От чего зависит внешний госдолг

Прежде всего, значительное влияние оказывают счета текущих операций или размеры:

  • импорта ввозимых товаров;
  • экспорта – продажи за границу.

Превышение первого пункта свидетельствует о том, что государство живет в долг. Также значение имеют займы, оформленные частными компаниями в зарубежных банках. Составляющих достаточно, главное, четко понимать, какое влияние каждая из них оказывает на итоговое состояние и размещение по всем перечисленным факторам.

Основные схемы реструктуризации

На этапах решения вопроса, применяют самые разные методы относительно конвертации требований по долговым обязательствам. Предлагаем рассмотреть имеющиеся возможности выйти из кризиса:

Когда размер выплат, превышает показатели ожидаемой платежеспособности, именно ВД используют как пропорциональный налог, что объясняет перенаправление доходов «побочного» вида не гражданам, но непосредственно кредиторам.

Подобное отношение является дестимулирующим фактором для государства как минимум в 2-х аспектах: уменьшается заинтересованность правительства проводить максимально жесткую экономическую политику, в виде некоторых непопулярных мер. Кроме этого, наличие избыточного «долгового груза» оказывает негативное влияние на общее благосостояние людей, что вызвано увеличением налоговой ноши, при снижении активности инвестиций.

У некоторых стран-должников имеются в активах значительные запасы ресурсов в золоте и валюте либо есть возможность в максимально сжатые сроки нарастить их путем стимулирования экспорта. При этом такими государственными долгами торгуют на рынке со значительным дисконтом, что является наглядным свидетельством опасений инвесторов относительно платежеспособности данного заемщика.

Оптимальным вариантом выхода из подобной ситуации, может стать разрешение выкупать у себя долги, с последующим уменьшением общего объема госдолга, кредиторам не нужно добиваться согласованности решений; дисконт превращает выбранную стратегию в некоторого рода частичное прощение.

Сразу отметим, что процедура по досрочному выкупу суверенных ссуд ограничена как позицией, занимаемой кредиторами, также запасами валютного ресурса, доступного конкретному государству. Преодолеть данное условие призван применяемый метод, путем замены на облигации имеющихся просрочек.

Производят указанные действия непосредственно при обмене старых обязательств, либо опосредованно направляя привлеченные через эмиссию средства, чтобы погасить существующий долг.

При проведении торгов на рынке новых бумаг, наделенных меньшим дисконтом, происходит уменьшение общей задолженности. Реструктурирование по данной схеме реализуют добровольно, когда признают приоритетность новых обязательств перед старыми. По-другому снизить долговое бремя, повысить соответственно доходность, не представляется возможным.

Наиболее позитивным для экономики России в целом следует назвать конверсию долга посредством инвестиций.

К сожалению, до настоящего момента не решена должным образом задача по привлечению иностранных капиталов в российскую экономику.

Безусловным стоит признать следующее обстоятельство – чтобы действительно увеличить приток инвестиций от зарубежных компаний, использовать только конверсионные схемы далеко недостаточно.

Со стороны правительства должна проводиться активная политика, направленная на улучшение климата, способного заинтересовать фирмы из-за рубежа вкладываться в экономику нашей страны. Для этого необходимо обязательно снизить риски, содействовать инвестициям внутри государства, предпринимать попытки вернуть капиталы, покинувшие пределы России.

В связи с более чем проблематичной обстановкой, сложившейся на финансовом рынке РФ, кредиторы не спешат реструктуризировать долги путем их конверсии, что связано с повышением вероятности не получить «живые деньги» согласно указанным срокам. Нельзя не отметить неопределенность перспектив экономики в РФ, которые напрямую зависят от динамичности развития внешних факторов, наряду с успешностью проведенных внутренних реформ.

  • обменивают на акции некоторых национальных организаций (предприятий), поэтому для данного варианта реструктуризация государственных долгов представляет собой возможность для кредиторов получение прав на продажу, с учетом дисконта, использованием национальной валюты, которая затем идет на приобретение акций российских компаний.

Альтернативные варианты управления внешним долгом

Учитывая фактически исполняемый график внесения платежей, проведение реструктуризации, размеры отклонений от первоначальных данных, стоимости долгов (ППСД), становится возможным сформулировать следующие варианты управления ВД, которые отличаются определенными показателями и могут заключаться в:

  1. Отсутствует реструктуризация долга, при соблюдении первоначального графика и равенства выплат.
  2. РД, с согласованием новых схем внесения средств и превышением фактических платежей.
  3. РД и НГП, при равенстве погашения.
  4. РД, НПГ, с уменьшением ФП.
  5. По договоренности с кредиторами производят полное списание, при отсутствии ГП, когда ФП равняется нулю.
  6. Дефолт, без ГП и нулевых ФП.

Возможные пути выхода из долгового кризиса

Если рассматривать разработанные сегодня многочисленные альтернативные стратегии, установленных на управление ВД, наиболее эффективными (минимизируют совокупность издержек, с максимальным сокращением номинальных объемов задолженности, ускорение роста экономики) следует отнести те, которые сочетают первые три, приведенные выше, способа. Это традиционный (классический) вариант, который на практике представляет собой:

  • касательно взаимоотношений с кредиторами, стоит отказаться пересматривать действующий ГП;
  • важно осуществить фактические выплаты, согласно установленному графику;
  • объем платежей – равнозначность чистых выплат – полным;
  • исходя из источников поступления средств – доходы бюджета;
  • виды – наличные деньги.

Для максимального уменьшения бремени в ближайшие годы, совершенно необходимым является возможность представить проведение операции по опережению, которые могут предполагать частичное погашение финансовых обязательств.

Последовательное исполнение на протяжении будущего десятилетия оптимальных видов стратегии по снижению бремени задолженностей, способствует устранению угрозы кризиса. Все это позволяет дать четкое определение реструктуризации государственного долга, это возможность успешного решения денежных проблем, при значительном повышении темпов роста экономики страны в целом.

Источник: https://uzaym.ru/poleznaya-informatsiya/restrukturizatsiya-gosudarstvennogo-dolga.html

II. Реструктуризация российского внешнего долга

Реструктуризация долга россии

2.1 Основные варианты реструктуризации долга

Сразу же после фактического объявления дефолта по рублевым обязательствам в августе 1998 г. правительство РФ приступило к тяжелым переговорам по реструктуризации внешнего долга с иностранными кредиторами. В начале 1999 г.

из уст большинства финансовых аналитиков и даже самих кредиторов можно было все чаще слышать предложения по частичному списанию внешней задолженности России. Необходимо еще раз отметить, что большая часть суверенного долга Российской Федерации, номинированного в иностранной валюте, досталась ей в наследство от СССР.

Поэтому уже в конце 1998 г. в заявлениях официальных представителей заемщика, которым идея прощения, несомненно, импонировала, часто фигурировал тезис о том, что Россия готова в полном объеме обслуживать и погашать лишь собственные долги (чуть меньше половины от общей суммы государственного долга).

Таким образом, инвесторам, по сути, предлагалось списать (или надолго отложить) выплаты по советским долгам, коль скоро Россия не способна их произвести. Однако вопрос относительно того, насколько будет эффективно, например, 50-процентное прощение внешнего долга, в случае с Россией остается открытым.

Не придется ли при такой схеме вновь уже в ближайшем будущем прощать долги? Сможет ли Российская Федерация производить все дальнейшие выплаты без объявления очередного дефолта?

Для ответа на эти вопросы нами был проведен ряд приблизительных имитационных расчетов.

В ходе моделирования платежеспособности Российской Федерации на ближайшие семь лет мы исходили из того, что все долги от международных финансовых организаций и иностранных правительств, привлеченные в этот период будут автоматически рефинансированы на срок более семи лет.

Далее мы допустили, что реальный объем ВВП на протяжении всего периода будет плавно увеличиваться с темпом 2% в год. При прогнозировании валютного курса мы исходили из того, что реальный курс российского рубля по отношению к доллару США останется неизменным на долгосрочном уровне.

Поэтому номинальный курс рубля будет снижаться исключительно благодаря разнице в темпах инфляции в США и России. Мы также предположили, что платежи по долгу будут равномерно распределены в рамках каждого года. В этой связи обменный курс, использовавшийся в ходе вычислений, представлял собой среднее курсов на конец текущего и предыдущего годов. Официальный курс на конец 2004 г. составлял 29,45 руб. за доллар.

Кроме того, при расчетах валютных платежей нами были сделаны поправки на инфляцию в США, которая считалась равной 2% в год в течение всего анализируемого периода времени. Предполагалось постепенное снижение российской инфляции с 11% в 2005 г. до 9% в 2009-2011 г.г.

Еще одним фиксированным параметром являлась доля выплат по внешнему долгу в структуре расходов налоговых поступлений. В соответствии с федеральным бюджетом РФ на 2005 г. выплаты по внешнему долгу составляют около 10% от всех налоговых поступлений.

Эта величина также считалась нами постоянной с 2005 по 2011 г.

Ключевыми параметрами имитационной модели стали показатели доли налоговых поступлений в ВВП и степени списания внешнего долга. В целом нами было просчитано три основных варианта развития ситуации с выплатами по внешнему долгу.

В первом варианте мы исходили из того, что иностранные инвесторы пропорционально прощают 50% совокупного долга России (без учета новых кредитов). При этом доля налогов в ВВП остается на уровне 2005 г.

(10%) на всем временнóм промежутке вплоть до 2011 г.

Как видно из таблицы 1, сальдо расчетов по внешнему долгу, представляющее собой разность между фактическими выплатами и необходимыми платежами, отрицательно в течение первых трех лет.

Это означает, что при заданной динамике основных макроэкономических параметров даже 50-процентного списания долга не хватит для того, чтобы полностью исключить негативные экономические явления.

При фиксированной динамике темпов инфляции у правительства РФ будет единственная возможность рассчитываться по долгам – использовать золотовалютные резервы.

Таблица 1. 50-процентное списание долга без улучшения сбора налогов

Конечно, помимо варианта неэмиссионного финансирования всегда существует возможность обслуживания и погашения государственного внешнего долга за счет эмиссии рублевой массы, однако в данном случае прямое использование этого механизма невозможно без схем, предусматривающих списание или долгосрочную реструктуризацию долговых обязательств. Если долг будет обслуживаться исключительно за счет дополнительной эмиссии, то даже при самом оптимистичном варианте развития событий, представленном в таблице 3, правительство будет вынуждено уже в 2005 г. эмитировать необеспеченных рублей на сумму 9,62 млрд. долл. (разница между объемом необходимых выплат – 16,9 млрд. долл. и фактическими выплатами – 7,28 млрд. долл.), то есть фактически увеличить денежную массу почти на 120%, что неизбежно приведет к значительному росту инфляции. Таким образом, эмиссионный подход к решению проблемы «долгового навеса» в случае России следует считать бесперспективным.

Второй вариант (см. табл. 2) более оптимистичен в отношении сбора налогов – доля налоговых поступлений, начиная с 2006 г. увеличивается до 12% ВВП.

Таблица 2. 50-процентное списание долга и улучшение сбора налогов

Дефицит платежей уже гораздо меньше, и в принципе, если правительство сможет привлечь дополнительно 1,17 млрд. долл. из резервов 2005 г., то данный вариант реструктуризации может использоваться правительством Российской Федерации как вполне реальная возможность полностью рассчитаться по своим долгам.

В будущем этот отток резервов можно будет полностью компенсировать – сальдо расчетов начиная с 2006 г. строго положительно. Единственная сложность, связанная с этим вариантом реструктуризации заключается в том, что для обеспечения его реализации необходимо увеличить собираемость налоговых платежей в бюджет страны минимум на два процента.

Данная задача является довольно сложной, т.к. требует значительных изменений в налоговой системе.

Наконец, третий вариант (см. табл. 3) – самый оптимистичный – предусматривает списание 60% долга. В данном случае сальдо расчетов строго положительно. Этот вариант позволяет Российской Федерации полностью погасить свой долг, причинив минимальный ущерб экономике.

Таблица 3. 60-процентное списание долга и улучшение сбора налогов

Тем не менее, последний вариант предусматривает как увеличение собираемости налогов, так и списание большей части долга.

То есть фактически речь о прощении не только долгов бывшего СССР, но и части российских долгов, не говоря уже о последних займах МВФ и других официальных кредиторов.

Если России списывают всего половину долга, как предполагают некоторые официальные лица, то вероятность наступления негативных тенденций в экономике страны остается на довольно высоком уровне.



Источник: https://infopedia.su/21xf71f.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.