Ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг

Ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг

Содержание

В каких случаях рсо является исполнителем коммунальных услуг – портал о жкх

Ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг

Об обязанности УО оплачивать ресурсы на содержание общего имущества.

Верховный Суд РФ, рассматривая спор между управляющей и ресурсоснабжающей организациями, разъяснил, что УО обязана оплачивать коммунальные ресурсы, предоставленные на содержание общего имущества собственников, даже в отсутствие заключённого с РСО договора. Поговорим о судебном процессе и аргументах суда.

Уо отказалась оплачивать ресурс из-за отсутствия договора с поставщиком

Ресурсоснабжающая организация обратилась в суд с требованием взыскать с организации, управляющей 84 многоквартирными домами Невинномысска, задолженность за холодную воду, поставленную для содержания общего имущества этих домов. УО отказывалась платить за ресурс, ссылаясь на отсутствие договора с РСО.

Как следует из материалов дела, в конце 2016 года поставщик холодной воды направил в адрес УО письмо с предложением заключить договор на поставку коммунального ресурса для содержания общего имущества многоквартирных домов, находящихся у организации в управлении. Ответ на письмо поставщик не получил, договор заключён не был.

В то же время с января по март 2017 года РСО поставляла в многоквартирные дома коммунальный ресурс, в том числе на содержание общего имущества собственников. Факт поставки подтверждали показания общедомовых приборов учёта. РСО выставила в адрес управляющей организации счёт-фактуры на 399 тысяч рублей, но получила только 77 тысяч рублей.

Оставшиеся 322 тысячи рублей УО оплачивать отказалась, пояснив, что у собственников помещений в МКД заключены прямые договоры с РСО. Следовательно, управляющая организация не является исполнителем коммунальной услуги и не должна оплачивать задолженность. Поставщик холодной воды обратился в суд.

Уо в первом суде доказала, что не является исполнителем коммунальной услуги

Суд первой инстанции, решая спор, опирался на положения п. 14 постановления Правительства от 06.05.2011 № 354: управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме не ранее даты поставки ресурса согласно заключённому с РСО договору.

Судья пришёл к выводу, что без заключения договора с поставщиком коммунальных ресурсов УО не может считаться исполнителем КУ. Исключением является ситуация, когда договорные отношения между УО и РСО признаются фактически сложившимися в соответствии с ч. 1 ст. 162 ГК РФ.

Для этого должны быть представлены письменные доказательства, что собственники помещений вносят плату в адрес УО за соответствующую коммунальную услугу, а РСО выставляет ей счета на оплату поставленного в дом ресурса. В таком случае УО будет признана выполняющей функции исполнителя КУ (вопрос 9 разд. VI Обзора судебной практики ВС РФ, утверждённого Президиумом ВС РФ 24.12.2014).

УО предоставила доказательства того, что потребители платили напрямую в РСО за услуги холодного водоснабжения. Поэтому судья сделал вывод, что УО не являлась в спорный период исполнителем коммунальной услуги. Иск РСО суд отклонил.

Суд не нашёл доказательств передачи в УО полномочий исполнителя КУ

Главным при рассмотрении спора в апелляционной инстанции стал вопрос о том, кто являлся исполнителем КУ в спорный период поставки ресурса в многоквартирные дома и, следовательно, должен вносить плату в РСО.

Поскольку, согласно п. 14 ПП РФ № 354, УО становится исполнителем КУ только с даты начала поставки по договору, заключённому с РСО, то до заключения такого договора исполнителем КУ является ТСЖ или поставщик коммунального ресурса (пп. «б» п. 17 ПП РФ № 354).

Суд не получил доказательств того, что управляющей организации были переданы полномочия на предоставление коммунальной услуги по ХВС на содержание общего имущества собственников. Решение суда первой инстанции осталось в силе, а жалоба РСО была отклонена.

Оплата ресурсов на содержание общего имущества дома – прямая обязанность УО

Ресурсоснабжающая организация обратилась в Верховный Суд РФ с кассационной жалобой. И ВС РФ признал, что предыдущие суды не обратили внимания на важное обстоятельство: изменения в законодательстве, вступившие в силу с 1 января 2017 года.

До 1 января 2017 года жители многоквартирных домов, куда в спорный период поставлялась холодная вода, вносили плату за коммунальные ресурсы, поставленные в жилое помещение и на общедомовые нужды, непосредственно в РСО.

Федеральный закон от 29.06.2015 № 176-ФЗ внёс изменения в жилищное законодательство: с 1 января 2017 года плата за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды относится к жилищным услугам (ч. 9 ст.

12 № 176-ФЗ). С 2017 года это плата за ресурсы, потреблённые для надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 154, ч. 1 ст.

156 ЖК РФ).

Поскольку многоквартирные дома, в которые РСО в спорный период поставляла холодную воду, находятся в управлении УО, то именно управляющая организация обязана собирать с жителей домов плату за содержание общего имущества, в том числе за поставленный на эти цели ресурс (ч. 7 ст. 155 ЖК РФ). Ресурсоснабжающая организация не имеет права предъявлять или взимать с жителей МКД плату за содержание общего имущества.

Отсутствие договора между УО и РСО не отменяет статуса управляющей организации по отношению к собственникам. Она всё равно остаётся исполнителем услуг по поставке ресурсов на содержание общего имущества дома и отвечает за сбор платы за свои услуги в соответствии со ст. 61, п. п. 2, 4 ст. 162 ЖК РФ.

С 1 января 2017 года даже в случае, когда собственники помещений в МКД заключают прямые договоры на поставку холодной воды и расчёты с РСО, управляющая организация обязана подписать договоры с поставщиками, определив виды и объём коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества дома. Такой ресурс должна оплачивать в адрес РСО управляющая организация, а не потребители.

Основывая своё решение на данной трактовке норм законодательства, ВС РФ направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, который удовлетворил требования РСО о взыскании с УО долга в полном объёме.

Долг перед РСО и незаключение договора могут привести к аннуляции лицензии УО

Управляющие организации, отказываясь подписывать договор с РСО на поставку ресурса для содержания общего имущества дома и не оплачивая счета за соответствующий ресурс, должны помнить:

  1. Долг управляющей организации перед РСО отнесён к грубым нарушениям лицензионных требований. При этом есть несколько условий: сумма долга должна быть не меньше двух среднемесячных платежей, а задолженность – быть признанной или подтверждённой вступившим в силу решением суда (пп. «д» п. 4.1 постановления Правительства РФ от 13.09.2018 № 1090).
  2. К грубым нарушениям лицензионных требований также относится отказ УО подписать с РСО договор на приобретение коммунальных ресурсов для содержания общего имущества собственников в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом (пп. «г» п. 4.1 ПП РФ № 1090).

Согласно п. 5.2 ст. 198 ЖК РФ, если управляющая организация дважды за 12 месяцев совершит одно и то же грубое нарушения лицензионных требований при управлении МКД, то по решению органа ГЖН такие дома исключаются из реестра лицензий субъекта РФ.

Если площадь МКД, исключённых из реестра, составит не менее 15% от общей площади всех домов в управлении УО, то организация лишится лицензии на управление всеми домами (ч. 2 ст. 199 ЖК РФ). Ксения Терлецкая

В каких случаях рсо является исполнителем коммунальных услуг.

1.4. Обязанности УО при прямых договорах собственников с РСО

При заключении прямых договоров между собственниками в МКД и РСО, РО по обращению с ТКО организации, управляющие МКД, обязаны (ч. 11 ст.

161 ЖК РФ):1) предоставлять РСО, РО по обращению с ТКО информацию, необходимую для начисления платы за КУ, в том числе о показаниях:— ИПУ (при предоставлении УО, ТСЖ, кооперативу таких показаний собственниками и пользователями);— ОДПУ;2) осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи до границ ОИ;3) принимать от собственников и пользователей помещений обращения:— о нарушениях требований к качеству КУ;— непрерывности обеспечения такими услугами;— нарушениях при расчете размера платы за КУ;4) взаимодействовать с РСО, РО по обращению с ТКО при рассмотрении обращений потребителей КУ, проведении проверки фактов, изложенных в них, устранении выявленных нарушений и направлении потребителям информации о результатах рассмотрения обращений;5) обеспечивать РСО доступ к ОИ для осуществления приостановки или ограничения предоставления КУ собственникам и пользователям в данном доме либо по соглашению с РСО осуществлять приостановку или ограничение предоставления КУ.Важно: если потребители после заключения прямых договоров передают показания ИПУ в РСО, то поставщики обязаны предоставлять, в том числе с использованием системы, лицам, осуществляющим управление МКД, информацию о показаниях ИПУ (ч. 10 ст. 157.2 ЖК РФ).Таким образом, все обязанности УО, ТСЖ, кооператива по взаимодействию с потребителями в случае предоставления некачественных КУ или их отсутствия практически не изменились. За качество до стены МКД или ОДПУ отвечает РСО, а внутри дома — организация, управляющая МКД.РО по обращению с ТКО отвечает за оказание КУ начиная от места накопления ТКО, если иное не установлено договором (ч. 15.1 ст. 161 ЖК РФ).Порядок установления факта предоставления КУ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлен в разд. X Правил предоставления коммунальных услуг.Если исполнителем КУ является РСО (прямые договоры), то при нарушении качества КУ:— до стены МКД РСО делает перерасчет платы потребителю в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг;— внутри дома перерасчет платы не производится, но потребитель вправе потребовать от УО, ТСЖ, кооператива возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 22).

Если исполнителем КУ является организация, управляющая МКД, то при нарушении качества КУ или ее отсутствии она делает перерасчет платы потребителю в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.

Источник: https://gkh-rf.ru/voprosy/v-kakih-sluchayah-rso-yavlyaetsya-ispolnitelem-kommunalnyh-uslug

Что такое РСО в ЖКХ: порядок предоставления услуг, преимущества и недостатки работы на прямую

Ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг

/Жилищные услуги/РСО в ЖКХ

Среднестатистическому жителю мегаполиса сложно представить свою жизнь без благ цивилизации. Особенно, без воды, газа, электричества.

Их обеспечением и занимаются специальные организации, сокращенно именуемые как РСО.

Что представляют собой компании РСО в ЖКХ, каков порядок оказания услуг населению, на какие привилегии могут рассчитывать собственники жилья, получая эти продукты – рассмотрим в статье.

Что такое РСО в ЖКХ?

РСО (Ресурсоснабжающие организации) – юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют предоставление коммунальных ресурсов и их прямую поставку к местам непосредственного потребления.

В качестве учреждений РСО в ЖКХ на практике выступают поставщики:

  • электроэнергии;
  • тепла (отопления);
  • газа;
  • горячей и холодной воды.

Помимо этого, к перечню РСО в ЖКХ принято относить транспортные компании, поставляющие ресурсные элементы к месту назначения. Категория включает в себя и всевозможные объединения, занимающиеся следующими направлениями деятельности:

  • избавление помещений от вредоносных животных (крыс, мышей), насекомых (муравьев, мошек, тараканов, блох);
  • утилизация бытовых отходов;
  • монтирование телевизионных антенн;
  • освещение участков, прилежащих к домовым территориям.

Отсюда следует вывод, что организации по снабжению ресурсами обеспечивают населению широкий перечень услуг.

Нормативная база

Деятельность ресурсоснабжающих компаний регулируется нормами жилищного законодательства Российской Федерации. Немаловажную роль играет новый закон от 03.04.2018 ФЗ№59. Согласно его нормам, в Жилищный кодекс России были внесены определенные изменения.

Они позволили владельцам и пользователям квартир в многоквартирных домах добиваться заключения прямых договоров с РСО о поставке коммунальных услуг, минуя управляющие компании.

Так, если организация имеет перед РСО долг в течение более чем двух месяцев, потребители услуг вправе отказаться от сотрудничества с ней и перейти на прямые соглашения с ресурсоснабжающими компаниями.

К сведению

Законодательство гласит, что в процессе перехода будет действовать типовое соглашение, посредством которого регламентируются стандартные условия предоставления услуги. Порядок, в котором происходит заключение контракта, носит уведомительный характер, т. е.

дополнительно ничего заполнять не придется. Размер платы за услуги изменениям не подлежит, ведь граждане будут просто вносить суммы за коммунальные услуги на счет поставщика — РСО. Что касается жилищных услуг, их продолжат оказывать управляющие организации.

Понятие ресурсоснабжающей организации

РСО для простых потребителей приходится производителем коммунальных услуг. Давайте разберём их деятельность более подробно. Помимо обозначенных выше коммунальных услуг: водоснабжение, тепло, электроснабжение и газовые поставки; Ресурсоснабжающая организация так же занимается следующими видами деятельности:

  • ликвидацией грызунов и насекомых;
  • утилизацией мусорных отходов;
  • освещением близлежащих участков и дворов;
  • установкой общедоступных антенн для телевизоров.

Таким образом, РСО производит и доставляет все возможные коммунальные услуги. По закону их деятельность регламентируется Жилищным кодексом Российской Федерации.

Порядок предоставления услуг

В рамках общей концепции, утвержденной силами действующего закона, РСО обеспечивает поставку исполнителю (управляющей компании) коммунального ресурса, а затем озвучивает его суммарную стоимость.

В свою очередь, управляющая компания, обеспечивающая предоставление этой услуги потребителю, ответственна в полной мере за её качество, учет потребляемых объемов, проведение перерасчетов, прием от потребителей соответствующих документов, ведение претензионных работ с должниками. По всем этим направлением управляющая организация также несет издержки.

Тарифы за коммунальные услуги идентичны тарификации по соответствующим коммунальным ресурсам. Т. е.

доход, обретаемый РСО в ЖКХ, формируется стоимостью поставленного ресурса и не включает издержек, которые связаны с обеспечением КУ (коммунальных услуг).

В итоге для РСО складывается благоприятная схема взаимодействия с клиентами: нет необходимости ведения непосредственно прямой работы с каждым потребителем и ведения соответствующей бухгалтерии.

Тем не менее, имеет место быть иная трудность. Исполнитель КУ в львиной доле ситуаций не в состоянии обеспечить полноценной оплаты коммунального ресурса, полученного от РСО. Это связано с несколькими практическими явлениями.

  1. Остро строит перед организациями проблема неплатежей со стороны потребителей ЖКУ. Дело в том, что стоимость этих сервисов высокая, а доходы населения – низкие.
  2. Нередко исполнитель коммунальных услуг вырученные от жильцов средства применяет в собственных целях и нуждах (покрытие других расходных направлений, компенсация прочих издержек и др.).

К сведению
Сложившиеся обстоятельства влекут за собой тот момент, что рассматриваемые организации (РСО и ЖКХ) стремятся найти схему работы, при которой они сами могли бы взаимодействовать с конечными потребителями коммунальных услуг. Это оговорено в ч. 6.3, 7.1 ст. 155 ЖК РФ. Также в Правительственном постановлении РФ от 14.02.2012 г. №124 предусмотрен иной (альтернативный) способ оплаты услуг.

Виды коммунальных услуг в многоквартирном доме

Пожалуй, самый сложный раздел во всей сфере ЖКХ, который нужно знать грамотному собственнику помещений в многоквартирном доме, — это оплата коммунальных услуг.
Собственникам помещений в многоквартирном доме необходимо оплачивать 6 видов коммунальных услуг:

  • холодное водоснабжение;
  • горячее водоснабжение;
  • водоотведение, то есть канализация;
  • отопление;
  • газоснабжение;
  • электроснабжение.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354.

С 1 января 2020 года в состав коммунальных услуг включено обращение с твердыми бытовыми отходами. Перечень коммунальных услуг, предоставляемых потребителю в конкретном многоквартирном доме, зависит от степени благоустройства данного дома.

Источник: https://uk-mishino.ru/nezhilaya-sobstvennost/resursosnabzhayushchaya-organizaciya-ispolnitel-kommunalnyh-uslug.html

Исполнитель коммунальных услуг

Ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг

Любые ресурсы, которые доставляются в ваш дом, а именно электричество, вода, тепло и газ, согласно 4 части статьи 154 Жилищного кодекса РФ называются коммунальными услугами. Они производятся и предоставляются различными компаниями, о которых и пойдёт разговор.

Управляющая компания

Сначала разберемся с расшифровкой непонятных аббревиатур, чтобы в будущем не возникало трудностей. УК (или УО) расшифровывается, как управляющая компания (организация). Ресурсоснабжающая организация в дальнейшем будем именоваться, как РСО.

! Раз уж мы затронули два фигурирующих лица, то скажем и о третьем. Потребители – это жильцы многоквартирных или малоквартирных домов, или люди, проживающие в частных домах. Простыми словами, лица, для которых эти самые услуги и производятся.

Управляющая компания же содержит, управляет и эксплуатирует жилищный фонд в связи с договором между владельцами недвижимости и самой организацией, т.е. когда мы говорим о том, кто является исполнителем коммунальных услуг, мы подразумеваем УО.

Простыми словами, она является посредником между проживающими лицами в многоквартирных домах и ресурсоснабжающей организацией. Иногда, возможно заключения договоров напрямую между РСО и собственниками, но об этом чуть позже.

Также в деятельность управляющей компании входит содержание в надлежащем виде жилого фонда, своевременный сбор средств на капитальный ремонт.

Взаимоотношения РСО и УК

После того, как мы разобрались с аббревиатурами, и чем занимается каждая из организаций, давайте рассмотрим, какое взаимодействие происходит между управляющей компанией, РСО и собственниками жилых помещений. Начнём с двух юридических лиц. Они заключают двухсторонний договор на поставку коммунальных услуг.

На ресурсоснабжающую организацию возлагается ответственность по производству и доставке бытового обслуживания. В свою очередь, управляющая организация отвечает за сбор денег с собственников и перевод средств РСО.

Хоть схема и проста для понимания, на практике часто возникают трудности из-за непрозрачности деятельности жилищно-коммунального хозяйства.

Взаимоотношения УО и собственников жилья

Как и в первом случае, между двумя сторонами заключается договор, в котором прописаны права и обязанности каждого. Владельцы жилищных помещений и имею право на:

  • получение коммунальных услуг в полном объеме;
  • требование проверки качества предоставляемых ресурсов;
  • получение обязательной информации, прописанной в договоре;
  • требование материальной компенсации за нанесенный ущерб, если коммунальные услуги были в ненадлежащем качестве.

Обязаны:

  • своевременно вносить абонентскую плату;
  • сообщать о нарушениях во внутридомовых инженерных системах;
  • использовать комнатные приборы учёта;
  • обеспечивать проверку счётчиков и инженерных систем.

Исполнитель же несколько больше обязательств, перечислим самые важные из них:

  • производить расчёт по коммунальным услугам;
  • техническое обслуживание внутридомовых систем;
  • подписывать договор с РСО о закупке коммунальных ресурсов;
  • обеспечивать потребителя коммунальными услугами.

Список можно продолжать до бесконечности, обязательства перед собственниками велики и обширны, поэтому и спрос с УО будет больше.

Взаимоотношения РСО и собственников жилья

Может показаться, что никакого взаимодействия между ними нет и всё предельно просто, но это не так. При наличии управляющей организации, ресурсоснабжающая организация и собственники никак не связаны. В редких случаях, РСО можно рассматривать, как исполнителя коммунальных услуг. Это происходит тогда, когда управление многоквартирным домом осуществляется этими способами:

  • при помощи УК;
  • с помощью кооперативного объединения;
  • напрямую собственниками жилья.

Это три наиболее популярных варианта, когда энергоснабжающая компания становится исполнителем в жкх. Чтобы узнать более подробную информацию, следует обратиться к 354-му постановлению Российской Федерации.

Может показаться, что если снабжающая организация занимается оказанием предоставления услуг и сбором платежей, то управляющая компания вовсе не нужна и можно обойтись без неё. Но не всегда это только положительный момент.

Давайте рассмотрим достоинства и недостатки такой ситуации. Сначала затронем «плюсы» прямых договоров:

  • отсутствие расходов на содержание УО;
  • собственники не будут страдать из-за соседей, которые несвоевременно платят по счетам;

К главным «минусам» можно отнести:

  • придётся оплачивать предоставление услуг в разных местах, это не всегда удобно;
  • возникновение трудностей при перерасчётах.

Как мы видим, не всё так однозначно при заключении договора о ресурсоснабжении напрямую. Жильцы каждого дома выбирают способ управления на свой страх и риск, исходят из того, что подходит им больше всего.

Если мы говорим о заключении договора между РСО и юридическими лицами на предоставление коммунальных услуг организациям, то всё зависит от регионального законодательства. Чаще всего, договоры заключаются напрямую и ЖКХ не участвует в этой цепочке.

Обязанность УО при прямых договорах

УК продолжает нести ответственность за обеспечение инженерных внутридомовых систем к бесперебойной работе. Также они принимают заявки от собственников жилых помещений по поводу работы не надлежащего качества. Компания обеспечивает взаимодействие между РСО и владельцами недвижимости.

Ответственность за качество предоставляемых ресурсов разделена по границе дома. Если нарушения в работе коммунальных услуг произошли до поступления в жилищный фонд, то перерасчёт идёт со стороны РСО.

При несоблюдении качества во внутридомовых инженерных системах, материальную компенсацию выплачивает УК.

Заключение

Теперь подведём краткий итог, чтобы точно никто не запутался. Расшифровка РСО и УК – ресурсоснабжающая организация и управляющая компания соответственно.

Первая занимается тем, что производит и транспортирует их до жилищного фонда. Вторая обеспечивает своевременную оплату и уход за многоквартирными домами.

Важно! Исполнителем ресурсоснабжения является именно УО, в некоторых же случаях возможно заключение договора на поставку коммунальных услуг с РСО напрямую. Юридические лица используют этот способ чаще всего.

Тема коммунальных услуг обширна и необъятна. Хорошо если вы нашли ответы на интересующие вас вопросы.

Источник: https://okommunalke.ru/voprosy/ispolnitel-kommunalnyh-uslug

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.