Риски бизнеса налоговая

Риски бизнеса налоговая

Содержание

Налоговые риски 2020: кто предупреждён – вооружён — Право на vc.ru

Риски бизнеса налоговая

Налоговые риски – неотъемлемая часть предпринимательства в России. «Спать спокойно» получается далеко не у всех. Даже не используя какие-либо средства оптимизации и уплачивая все положенные налоги, нельзя с металлом в голосе сказать: «проблем точно не будет». Добросовестные поставщики и реальные сделки также попадают в зону пристального внимания налоговых органов.

Справедливо задаться вопросом: почему? С одной стороны, есть история повального использования однодневок налогоплательщиками, из-за чего последние, в глазах налоговой, выглядят не иначе как жулики. С другой, мы имеем совершенно очевидные проблемы в экономике, решать которые, по всей видимости, будут за счёт «дополнительных» налоговых поступлений в бюджет.

Изменить данную ситуацию налогоплательщики, к сожалению, не могут. Высокие налоговые риски нужно принять и учитывать в своей деятельности.

Налоговый риск – риск переоценки налоговой инспекцией налоговых последствий тех или иных хозяйственных операций.

ФНС ответственно рапортует о победе над «фирмами-однодневками». Основная заслуга – за роботом по имени «АСК НДС-2», который сопоставляет данные из декларации налогоплательщика с данными деклараций его контрагентов и, при обнаружении «разрывов», налогоплательщик получает требование предоставить пояснения.

Поэтому отсутствие «проблемных» контрагентов в конкретном бизнесе уже перестало быть своего рода защитой от налоговых рисков.

Спустя 10 лет внимание инспекторов вновь обращено на пресечение случаев необоснованного применения специальных налоговых режимов, которые также предоставляют возможность снижения уплаты НДС.

Это то самое «искусственное дробление бизнеса», под которое может попасть абсолютно всё – от франчайзинга до создания нескольких однотипных компаний одним учредителем. Дьявол, как обычно, кроется в деталях.

А о деталях, которые помогут отличить «искусственное дробление» от неискусственного, мы писали ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.

Вероятность реализации налоговых рисков в конкретном бизнесе зависит от соответствия критериям, закреплённым в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок 2007 года. И год не должен останавливать, так как все критерии актуальны. Всего их названо 12, однако мы считаем возможным их сгруппировать:

Налоговая нагрузка, рентабельность, доля вычетов по НДС (критерий 1, 3 и 11)

Ключевые критерии. Как правило, отстающие по данным показателям налогоплательщики – первые среди потенциальных кандидатов на ВНП. Обобщённые, в рамках всей страны, показатели содержатся в приложении к концепции.

Данное приложение обновляется ежегодно.

Соответственно, рассчитав налоговую нагрузку и рентабельность за прошлый год, а затем сравнив их со средними по отрасли показателями, налогоплательщик может оценить свои шансы попасть в план проверок.

В части налога на добавленную стоимость внимание уделяется доле заявленных вычетов по НДС. Общий рекомендуемый показатель составляет 0,89.

При этом важно понимать, что показатели в приложении к Концепции усреднённые, а значит могут и будут меняться в зависимости от отрасли и региона.

В качестве дополнительного инструмента для оценки налоговых рисков следует воспользоваться налоговым калькулятором сервиса «Прозрачный бизнес».

С его помощью вы получите данные о среднеотраслевых показателях по налоговой нагрузке и рентабельности для конкретного вида деятельности, с учётом особенностей соответствующего региона и «масштабов» бизнеса.

Подробнее об открытых информационных ресурсах для анализа прочитайте ЗДЕСЬ.

Убытки, уровень и рост расходов (критерий 2, 4, 7)

Два критерия, которые показывают, что налогоплательщик «химичит» с себестоимостью. Отражение убытков – верный способ получить из ИФНС требование представить пояснения. А если ситуация повторяется два и более раза подряд, шансы попасть в план проверок возрастают.

Безусловно, убытки не всегда означают, что предприятие оптимизирует налоги. Причины могут быть разные: инвестирование в новые проекты, претензии контрагентов, финансовый кризис.

Однако, эти причины нужно чётко понимать и суметь донести информацию в ответах на требования.

Кроме того, налоговый орган совершенно точно запросит информацию о том, как налогоплательщик собирается исправлять ситуацию, своего рода антикризисный план.

Аналогичная ситуация с темпом роста расходов.

В идеальном мире предприятие ежегодно должно выдерживать +/- одинаковое соотношение доходов и расходов, а лучше сокращать долю расходов за счёт автоматизации, совершенствования технологических процессов и прочего.

Тем не менее ситуации бывают разными. Соответственно, если расходы налогоплательщика по каким-то причинам выросли, эти причины нужно выявить и по требованию инспекции озвучить.

Для расчёта темпов роста доходов и расходов можно использовать данные бухгалтерского баланса (отчёт о фин результатах) и декларацию по налогу на прибыль.

Показатели доходов (выручка) прошлого периода (например, 2019 г.), делят на показатели позапрошлого (2018 г.) и умножают на 100. То же самое с расходами (себестоимость).

Если результат первого расчёта ниже второго, вполне вероятны вопросы от ИФНС.

Отдельно Концепция отмечает критерий для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ (применяющих ОСН). Так доля заявленных ими расходов не должна превышать 83% от величины доходов.

Уровень заработной платы (критерий 5)

Данный критерий близок к первой группе. Отклонения от среднеотраслевого уровня могут указывать на то, что налогоплательщик: во-первых, оптимизирует НДФЛ и страховые взносы, во-вторых, где-то берёт наличные на выплату неофициальной зарплаты.

Сверить данные по среднему ФОТ в свой отрасли всё также поможет налоговый калькулятор сервиса «Прозрачный бизнес».

Показатели налогоплательщика близки к предельным значениям для применения спецрежимов (критерий 6)

Примечательно, что Концепция по планированию ВНП к предельным показателям относит не только величину выручки субъекта и количество его персонала, но также долю участия другого юридического лица в уставном капитале на 25%. То есть такой состав участников также является раздражающим фактором.

В настоящий момент данный признак активно используется в целях выявления схем искусственного дробления.

Цепочки посредников и сомнительные сделки (критерий 8 и 12)

Игнорирование требований (критерий 9)

Ни в коем случае нельзя отмалчиваться по требованиям ИФНС. Этим налогоплательщик только усугубит своё положение.

Ранее миграция компаний из одной инспекции в другую (в том числе в другой регион) было эффективной тактикой для усложнения налогового контроля. Однако в настоящий момент законодательная база и подход инспекции к смене адреса серьёзно поменялся. Во-первых, переезд из региона в регион существенно удлинён.

Переезд в другое муниципального образование выполняется в два этапа, между реализацией которых должно пройти не менее 20 календарных дней. У ИФНС есть достаточно времени, чтобы принять решение о целесообразности налоговой проверки.

Во-вторых, при любой миграции предприятия, соответствующая ИФНС проводит тщательную проверку для подтверждения реального местонахождения компании.

Конечно же, возмещение НДС не является критерием для назначения выездной проверки и это абсолютно законная операция. Тем не менее сумма возмещённого налога является отдельным показателем эффективности для каждой инспекции.

Результат – доскональные проверки компаний, претендующих на получение налога из бюджета с целью отказать.

Соответственно, данная операция косвенно усиливает налоговые риски, поскольку вызывает предвзятое отношения налоговых инспекторов к налогоплательщикам.

Ещё одним неофициальным критерием, привлекающим внимание налогового органа, является благосостояние налогоплательщика. ИФНС нужно не только доначислить, но и взыскать, то есть получить реальные деньги. В этой связи выбирая между двумя компаниями с +/- одинаковыми «залётами», инспекция выберет ту, с которой можно взыскать доначисленное.

Обратимся к статистике. Например, в 2016 году налоговые органы провели 22 602 проверки организаций. Доначислениями завершились 99 % из них. Общая сумма доначисленного, с учётом пеней и штрафов, составила 340 млрд. рублей, то есть в среднем 15,2 млн на одну «удачную» проверку.

В 2019 картина изменилась. ВНП затронули 12 549 организаций, то есть снижение за 3 года почти в 2 раза. Средняя сумма доначислений на проверку 25 млн.

«минус» 10 тысяч проверок, «плюс» 10 млн доначислений. Всё это говорит о росте эффективности налогового контроля.

Тем не менее кроме выездной налоговой проверки, у налоговых органов есть ещё один инструмент, позволяющий пополнить бюджет.

Своего рода предупредительным выстрелом, предшествующим проверке, выступает комиссия по легализации.

Данное мероприятие представляет собой переговорный процесс налогоплательщика с инспекцией на тему уточнения налоговых обязательств.

В целом вызов на комиссию основывает на критериях включения налогоплательщика в план проверок. Однако, проверка – процесс долгий, договориться о приемлемых для обеих сторон условиях можно гораздо быстрее.

При этом не нужно воспринимать комиссию по легализации как некий устрашающий механизм. Наоборот, это возможность отстаивать свою позицию и продумать стратеги будущей защиты.

Выявить нарушителя и доначислить налог – только полдела. Бюджет ещё должен получить реальные деньги. В этой части прогресс также не стоит на месте, в настоящий момент налоговый орган наделён сверх-полномочиями для взыскания налогов.

Во-первых, у инспекций есть специальное право «трясти» компании-клоны, то есть организации, на которые переводится деятельность, если у налогоплательщика возникают проблемы. Статья 45 Налогового кодекса разрешает в судебном порядке взыскивать налоговую недоимку с зависимого лица.

Заметьте, никакого банкротства и субсидиарной ответственности.

Для удовлетворения требования инспекция должна доказать суду, что действия налогоплательщика и лиц, на которые переводится деятельность (выводится выручка и имущество), носят согласованный (зависимый друг от друга) характер и приводят к невозможности исполнения обязанности по уплате доначисленных налогов.

В качестве доказательств принимаются сведения о том, что:

  • активы компании с началом проверки стремительно уменьшаются;
  • новая компания создаётся в период проверки, а список контрагентов удивительным образом совпадает;
  • сотрудники должника переводятся на работу в новую компанию и т.д.

Во-вторых, упрощённый порядок привлечения бенефициаров должника к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве.

Так, если более 50% требований кредиторов вытекают из налоговой задолженности, вина контролирующих лиц (директора, участников) презюмируется.

Очевидно, что данная норма внесена в закон о банкротстве с целью облегчить работу налоговой инспекции и упростить процедуру взыскания с контролирующих лиц долгов их компаний перед бюджетом.

Не остаются в стороне и банки, которые не хотят видеть проблемные компании в числе своих клиентов. Требование по уплате налогов с расчетного счета, проверка реального места нахождения, право на отказ в обслуживании. Конечно, с этим можно спорить, но это долго, да и счёт всё равно в это время не работает.

Для снижения налоговых рисков существует достаточное число механизмов. Кроме того, есть отраслевые решения. Все они могут быть реализованы через создание группы компаний.

Универсальной формулы, следование которой поможет без сучка без задоринки её построить, не существует – необходима точечная индивидуальная настройка под бизнес и задачи.

Есть сопряженные вопросы: как наладить финансирование внутри группы компаний? Как финансировать смежные (часто дотационные) проекты, параллельные бизнесы (также требующие «накачивания» деньгами на возвратной основе), объединения нескольких бизнесов (как разово, так и на неопределенный срок).

Остался за кадром и инструментарий скрытого владения бизнесом, благо отлажены новые инструменты, без необходимости использования иностранных компаний. Между тем, скрытое владение всем бизнесом или его частью становится обязательным элементом, если вы хоть как-то хотите защитить свои и активы.
  • оптимизировать внутренние бизнес-процессы, выискивая ресурсы для повышения эффективности;
  • быть адекватными по отношению к текущему уровню налогового администрирования. Избыточно раздробленный, а потом искусственно сочлененный, со срощенным в мутной воде официальным и неоправданно агрессивным управленческим учётом, бизнес становится нежизнеспособным;
  • предпринимать конкретные шаги для повышения налоговой и имущественной безопасности – возводить редут обороны, что даст возможность выдержать ещё один непростой этап и остаться на плаву. Возможно это только в рамках группы компаний и только в соответствии с организационной структурой бизнеса. Но это уже совсем другая история.

Методы снижения налоговых рисков и принципы построения группы компаний подробно разбираем на бизнес-интенсиве в Москве, 24-25 сентября.

Источник: https://vc.ru/legal/151065-nalogovye-riski-2020-kto-preduprezhden-vooruzhen

Самые значимые налоговые риски и признаки получения необоснованной налоговой выгоды — Audit-it.ru

Риски бизнеса налоговая

Ирина Дудкина, Ведущий специалист Департамента правового и налогового консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

в журнале «Финансовый директор»

Налоговые риски представляют собой риски неблагоприятных для предприятия налоговых последствий, к которым относятся, в том числе:

  • назначение налоговой проверки;
  • различные доначисления (налоги, пени, штрафы), произведенные налоговой службой на основе как камеральной, так и выездной налоговой проверки;
  • приостановление операций по банковскому счету.

При этом стоит отметить, что помимо понятия «налоговые риски» существует понятие «налоговой выгоды», то есть, согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.

2006 № 53, «уменьшение размера налоговой обязанности вследствие в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета».

Таким образом, в ряде случаев налоговые органы могут выражать сомнение в обоснованности налоговой выгоды, что является, по сути, еще одним налоговым риском.

Приказом от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ (в ред. от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@) установлен общедоступный список критериев, используя который предприятия могут самостоятельно провести оценку налоговых рисков.

Рассмотрим финансово-хозяйственные операции (действия) предприятия, которые налоговые органы относят к операциям с высоким налоговым риском в связи с возможностью получения необоснованной налоговой выгоды:

  • Отсутствие должной осмотрительности в выборе контрагентов
  • Оформление сотрудников как ИП с соответствующим заключением гражданско-правовых договоров с ними
  • Использование офшорных компаний и офшорных схем
  • Применение схем «дробления» бизнеса
  • «Аренда» персонала
  • Трансфертное ценообразование (ТЦО).

Стоит также отметить, принятие Госдумой в третьем чтении законопроекта № 529775-6 о необоснованной налоговой выгоде. Законопроект уже поступил в Совет Федерации. Налоговый Кодекс РФ дополняется статьей 54.

1 «Пределы осуществления прав по исчислению», которая запретит уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения.

Отсутствие должной осмотрительности в выборе контрагентов

Работа предприятия с поставщиками зачастую подвержена особо пристальному вниманию налоговых органов. В последнее время выявление необоснованной налоговой выгоды в операциях с контрагентами стало, пожалуй, ключевой задачей налоговиков.

Отметим, что в совместном Письме Минфина и ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@ рассматриваются такие признаки должной осмотрительности, как:

  • наличие личных контактов руководителей контрагента при обсуждении условий поставок и подписании договоров;
  • наличие документов, подтверждающих полномочия руководителей контрагента, а также копий паспортов или иных удостоверяющих личность документов;
  • наличие информации о фактическом месте нахождения контрагента, его производственных, торговых помещений, складов или офиса;
  • наличие информации об источниках сведений о контрагенте (как находящихся в открытом доступе, так и, например, рекомендаций третьих лиц) и так далее.

Наличие же следующих признаков свидетельствует о высокой степени риска классификации контрагента в качестве «проблемного», а значит, операции с ним могут быть признаны сомнительными и подлежать особо тщательной проверке:

  • содержание в договорах условий, отличных от устоявшегося делового оборота;
  • отсутствие очевидных свидетельств того, что контрагенту под силу выполнить условия договора с учетом сроков его выполнения, а также свидетельств наличия у контрагента необходимых ресурсов;
  • рост задолженности без прекращения поставки товаров, проведения работ, оказания услуг;
  • отсутствие реальных действий по взысканию задолженности – в случае ее наличия;
  • выдача займов без обеспечения;
  • отсутствие экономического обоснования целесообразности сделки и др.

В ходе проверок предприятия налоговые органы могут запросить:

  • документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбора контрагентов;
  • деловую переписку с контрагентом;
  • иные документы, определившие выбор контрагента.

При отсутствии обосновывающих документов контрагент может быть признан подконтрольным налогоплательщику, что приведет к возникновению налоговых рисков доначисления налогов по сделкам с ним.

По данному вопросу имеется значительное число судебных разбирательств между налоговыми органами и предприятиями с выводами далеко не всегда в пользу последних.

Оформление сотрудников как ИП с соответствующим заключением гражданско-правовых договоров с ними

Распространенным случаем действующей практики является оформление работодателем сотрудников в качестве индивидуальных предпринимателей (ИП) с заключением с ними вместо трудовых – гражданско-правовых договоров о возмездном оказании услуг. Возникновение налоговой выгоды (избежание обязанностей налогового агента по НДФЛ и снижение размера страховых взносов) в данном случае не подлежит сомнению.

При выявлении подобных схем налоговики переквалифицируют гражданско-правовые отношения в трудовые, предлагая соответствующие корректировки по НДФЛ.

Что касается арбитражной практики, она по подобным спорам неоднозначна.

Использование офшорных компаний и офшорных схем

Использование офшорных схем перечисления денежных средств привлекает внимание налоговых органов, и в случае наличия среди контрагентов компании офшоров существенно возрастают налоговые риски.

Применение схем «дробления» бизнеса

В случае разделения («дробления») бизнеса, если налоговые органы признают такое разделение формальным, возникают налоговые риски.

И хотя само по себе «дробление» бизнеса не противоречит закону, неправомерным признается разделение с целью получения налоговой выгоды, которая не считается самостоятельной деловой целью. Впрочем, споры по данному вопросу не утихают, хотя налоговым органам часто удается найти доказательства отсутствия хозяйственной потребности в разделении.

В этом случае рассматриваются следующие признаки:

  • выделение из одного предприятия других подконтрольных фирм, которые будут работать на других более льготных системах налогообложения;
  • предприятия будут взаимосвязанными лицами;
  • отсутствует деловая целесообразность такого разделения;
  • фактическая организация бизнеса не изменилась после разделения и др.

Стоит, однако, отметить, что по данному виду рисков имеются судебные споры, не всегда решенные в пользу налогоплательщика (например, Письмо ФНС от 19.01.2016 № ССА-4-7/465@).

«Аренда» персонала

Налоговые риски могут возникнуть при аренде персонала, если отсутствует необходимость в привлечении работников, либо если отсутствует необходимое документальное подтверждение их участия. Налоговый риск в данном случае повышается, если:

  • имело ли место привлечение одних и тех же работников как по трудовому договору, так и по договору найма персонала;
  • фактически привлеченные работники по своей квалификации и опыту соответствуют тем параметрам, которые заложены в договоре найма персонала;
  • имеющаяся в организации документация позволяет подтвердить реальное участие полученных в «аренду» работников в деятельности организации;
  • расходы на аренду персонала соразмерны тем выплатам, которые производились бы в случае оформления трудовых отношений.

Трансфертное ценообразование (ТЦО)

Ранее Налоговой кодекс РФ содержал всего одну статью, посвященную тому, что теперь называется «Трансфертное ценообразование» – ст. 40. Она содержала определение операций между взаимозависимыми компаниями, в которых стороны могут самостоятельно завысить или занизить цены операций (для целей минимизации налогов).

В дальнейшем налоговые органы приняли решение о необходимости приведения таких операций к мировой практике – Международным положениям о ТЦО. Так появилась гл. 14.1 НК РФ.

Трансфертное ценообразование – это процесс ценообразования между компаниями, которые являются или могут быть признаны взаимозависимыми. Трансфертные цены позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами, а значит, ведут к получению необоснованной налоговой выгоды.

По вопросу ТЦО судебная практика в России неоднозначна. Зачастую налоговые органы применяют правила по предотвращению необоснованной налоговой выгоды и используют ТЦО-инструментарий даже в случаях, когда сделки формально не подпадают под ТЦО-регулирование, например, внутрироссийские сделки, не превышающие установленный законодательством «порог» в один миллиард рублей.

Рассмотренные в настоящей статье признаки получения необоснованной налоговой выгоды не исчерпывают всего разнообразия в меняющейся динамике трактовок законодательства налоговыми органами. В то же время перечислена большая часть значимых налоговых рисков, знание которых поможет в принятии бизнес-решений.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/929937.html

«Налоговики тщательно ищут «жертву»: как бизнесу не попасть в план проверки?

Риски бизнеса налоговая

Эффективность налогового контроля увеличивается с каждым годом, количество проверяемых предприятий уменьшается: число выездных налоговых проверок в 2019 году сократилось по сравнению с 2018-м на 23%, а сумма доначислений существенно выросла. О том, как не попасть в план налоговых проверок, каким образом ФНС ищет «жертву», в своем авторском материале рассказала кандидат экономических наук, управляющий партнер Аудиторской фирмы «Палладиум» Альбина Губайдуллина.

Прошли времена, когда ВНП назначалась по случайному принципу, а ее результаты зависели от квалификации инспектора. Теперь выездные проверки должны быть эффективными и результативными Сергей Елагин

НАЛОГОВИКИ ТЩАТЕЛЬНО ВЫБИРАЮТ «ЖЕРТВУ»

Есть заблуждение, что ФНС инициирует выездную налоговую проверку (ВНП) раз в три года. Отсюда принцип «три года поработаем, а потом компанию поменяем». И он обречен на провал.

Во-первых, в настоящее время и камеральные проверки мало чем отличаются от выездных и дают возможность сотрудникам ФНС проводить осмотры, получать объяснения от сотрудников и доначислять.

А выездные проверки могут проводиться как ежегодно, так и, напротив, раз в 10 лет.

Во-вторых, судебная практика имеет достаточно прецедентов привлечения не только к субсидиарной ответственности, но и взыскания с компаний-клонов.

Соответственно, меняя компанию на новую, в том числе переводя сотрудников, передавая активы и перезаключая контракты с покупателями и поставщиками, бизнес дает налоговому органу основание привлечь его по долгам старой как взаимозависимую структуру.

Прошли времена, когда ВНП назначалась по случайному принципу, а ее результаты зависели от квалификации инспектора. Теперь выездные проверки должны быть эффективными и результативными, а значит, к ним надо готовиться и тщательно выбирать «жертву», чтобы не только доначислить налоги, но и взыскать их.

Сегодня большая часть налогового контроля проводится в процессе предпроверочного анализа с использованием мощнейшего технического потенциала ФНС. По его результатам налоговая определяет целесообразность выхода на ВНП.

На сайте ФНС декларируется, что сокращение общего количества проверок обусловлено «точечным» подходом к отбору объектов контроля и усилением аналитической составляющей при подготовке проверок.

Программы на основании алгоритмов присваивают уровни риска и без участия специалистов рассылают налоговые требования и уведомления, а также еще до проведения проверки подсказывают проверяющим, где и что искать.

Выявив связи, с использованием внутренних ресурсов инспектор анализирует информацию из открытых источников: сайт компании, социальные сети, статьи и публикации в интернет-изданиях, которые прямо или косвенно свидетельствует о взаимозависимости и подконтрольности одному субъекту.

Важно отметить, что суды принимают результаты автоматического контроля ФНС в качестве доказательств, подтверждающих получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Нет смысла доначислять налог, если взыскать его не получится.

Для этого на этапе предпроверочного анализа изучается имущественное положение компании, ее учредителей и руководителей Фото предоставлено фирмой «Палладиум»

«У ЛЮБОГО БИЗНЕСА ЕСТЬ ДВА СЛАБЫХ МЕСТА»

Сейчас есть устойчивая тенденция: развитие технологий big data* позволяет обрабатывать и классифицировать огромные массивы информации без прямого участия человека. Несмотря на это, именно человеческий фактор является определяющим в вопросе полноты и качества контроля за налогоплательщиками.

У любого бизнеса перед налоговой проверкой есть два слабых места: сотрудники и документы.

Именно на них и акцентирует внимание ФНС, собирая материалы, доказывающие факты «нетипичности» документооборота, отдельных договоров, проведение операций не в соответствии с внутренними правилами компании, а также оформление некоторых операций «доверенными» лицами руководства, отсутствие информации об отдельных операциях у людей, обычно ответственных за их оформление.

Основные задачи при предпроверочном анализе: выявление фактов взаимодействия проверяемой организации с однодневками; оценка стоимости проверки и соотношения ее с нормативом; оценка реальной возможности взыскать недоимку, в том числе с помощью привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц организации.

Нет смысла доначислять налог, если взыскать его не получится.

Для этого на этапе предпроверочного анализа изучается имущественное положение компании, ее учредителей и руководителей, а также членов их семей, включая наличие долей в иных компаниях, недвижимого имущества и автомобилей.

Если по результатам предпроверочного анализа инспекторы придут к выводу, что перспективы взыскать доначисленный налог нет, вероятность назначения ВНП существенно снижается.

Важно понять, что если бизнес получил решение о назначении ВНП, то нарушения уже найдены Сергей Елагин

В ходе проведения предпроверочного анализа налоговый орган выявляет операции, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды. К основным относятся:

  1. поиск связей с «проблемными» контрагентами (в целях агрессивной оптимизации НДС и получения наличных средств);
  2. определение подконтрольных субъектов на спецрежимах (УСН, ЕНВД, ПСН) и признаков искусственного дробления бизнеса;
  3. выявление операций с оффшорными юрисдикциями.

Для доказательства схемы уклонения от уплаты налогов инспекторы устанавливают отсутствие финансово-хозяйственных операций и анализируют:

  1. наличие аффилированности (взаимозависимости) лиц;
  2. реальную схему организации бизнеса: кем фактически оказываются услуги и поставляется товар — ФНС пытается доказать, что работы выполнены сотрудниками организации, а не контрагентами или не выполнены вообще (с этой целью опрашиваются не только действующие, но и бывшие работники организации);
  3. документы, подтверждающие сомнительность операции, в том числе переписка, протоколы совещаний, журналы въезда и выезда и т. д., а также информацию из ГИБДД, использование которой позволяет легко проверить указанные в ТТН машины и реальность осуществленных перевозок;
  4. нахождение бизнес-единиц по одному адресу, общие контакты связи, наличие расчетных счетов в одном банке, отправка отчетности и банковских платежей с одних IP, MAC-адресов, нахождение товара на протяжении всей цепочки операций на одном и том же складе и т. д.;
  5. возможные затраты организации по аренде основных средств, в адрес контрагентов, руководителем которых является собственник-бенефициар бизнеса;
  6. контролируемые иностранные компании (КИК), участвующие в структуре организации;
  7. информацию, полученную оперативными подразделениями МВД.

Перечисленные признаки являются ключевыми для проведения выездных проверок, поскольку они обеспечивают налоговым органам прогнозируемые доначисления и предполагают отработанный порядок проведения контрольных мероприятий. Поэтому практически все силы инспекторов уходят именно на выявление рассмотренных нами признаков.

Важно понять, что если бизнес получил решение о назначении ВНП, то нарушения уже найдены.

А кроме того, у налоговых органов есть широкий арсенал взыскания недоимки не только с налогоплательщика, но и с иных взаимозависимых лиц, поскольку доначисления уже никого не интересуют, главное — реальность взыскания.

Этот постулат должен лежать в основе проектирования имущественной безопасности бизнеса и направлен на грамотное определение стратегии налогового планирования. Лучше предотвратить, чем дорого и небезопасно исправлять последствия.

Источник: https://www.business-gazeta.ru/article/486099

Как проверить контрагента на благонадежность по ИНН или ОГРН либо на сайте налоговой

Риски бизнеса налоговая

Налоговый кодекс обязывает налогоплательщиков документально подтверждать обоснованность расходов и вычетов (ст. 54, 54.1, 172, 252 НК РФ). В большинстве случаев такие документы поступают от контрагентов.

Поэтому при выборе бизнес-партнера надо оценить не только условия планируемой сделки и ее коммерческую привлекательность, но также деловую репутацию и платежеспособность потенциального контрагента, а равно риск неисполнения им обязательств как по договору, так и перед бюджетом.

В свою очередь ИФНС при проведении контрольных мероприятий вправе поставить под сомнение законность и обоснованность уменьшения налогового обязательства (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 20.07.20 № 306-ЭС19-27836).

Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке

Чтобы успешно противостоять претензиям налоговых органов и требуется проверка контрагента перед подписанием контракта.

В частности, нужно удостовериться, что сторона по договору является реально действующей организацией, с которой можно без проблем связаться; у нее есть необходимые для исполнения обязательств ресурсы (производственные мощности, оборудование, персонал) и соответствующий опыт.

При этом судебная практика исходит из того, что глубина проверок зависит от значимости сделки: чем крупнее контракт, тем более тщательно нужно изучить контрагента (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 14.05.20 № 307-ЭС19-27597).

Так, перед заключением разовой некрупной сделки достаточно убедиться в том, что контрагент зарегистрирован в ЕГРЮЛ и с ним можно связаться по указанному в реестре адресу, а от его имени действует уполномоченное лицо.

Получить свежую выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП с подписью ФНС Отправить заявку

Исключение составляют ситуации, когда условия планируемого договора значительно отклоняются от рыночного уровня, либо свои услуги предлагает компания или ИП, которые не имеют опыта исполнения аналогичных сделок.

В этих случаях имеет смысл дополнительно выяснить наличие у потенциального контрагента нужных ресурсов, задолженности перед бюджетом и другими бизнес-партнерами, изучить его деловую репутацию и т.д.

Такие же тщательные проверки нужно проводить при покупке недвижимости или иного дорогостоящего актива, либо перед заключением длительных контрактов.

Способы проверки организации на благонадежность

Сегодня имеется несколько механизмов проверки. Самый простой — воспользоваться платными сервисами, которые агрегируют все имеющиеся в открытом доступе данные.

Исчерпывающая информация о потенциальном контрагенте будет предоставлена быстро, в доступной и наглядной форме.

При этом некоторые из таких сервисов еще и проведут первоначальный анализ собранных сведений; сообщат, на какие моменты нужно обратить внимание, и дадут предварительную оценку безопасности заключения сделки.

Узнать, сколько налогов заплатил контрагент и проверить его финансовое состояние можно в сервисе «Контур.Фокус» Подключиться к сервису

Альтернативный вариант предполагает самостоятельный сбор сведений при помощи бесплатных баз данных госорганов и прочих открытых источников. В частности, информацию о контрагенте можно найти на сайтах ФНС, Росреестра, арбитражных судов, судебных приставов и т.д. Также не лишним будет воспользоваться обычными поисковиками для оценки деловой активности будущего партнера.

Наконец, есть и еще один способ проверки. Он предполагает получение всей необходимой информации непосредственно у контрагента, либо связанных с ним лиц.

Этот вариант, как правило, применяется в дополнение к первому или второму.

У компании, с которой планируется сотрудничество, можно запросить копию устава, информацию о паспортных данных руководителя, сведения из налоговых деклараций, а также реальные отзывы (рекомендации) лиц, имевших с ней дело.

Как проверить контрагента: пошаговая инструкция

Если для проверки используется специальный платный сервис, то для получения аналитической справки по контрагенту достаточно внести его данные в соответствующую программу. В остальных случаях для выяснения информации о контрагенте следует придерживаться определенного алгоритма.

Шаг первый: проверка контрагента на сайте ФНС

Самостоятельную проверку нужно начинать с посещения официального сайта ФНС, где размещен электронный сервис «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». С его помощью можно сформировать выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Для этого надо ввести ИНН или ОГРН (ОГРНИП) проверяемого налогоплательщика. Либо указать название организации (ФИО физлица) и выбрать регион.

 Полученная выписка позволит убедиться, что ваш бизнес-партнер является действующим налогоплательщиком, в отношении него не начата процедура ликвидации, исключения из реестра, либо банкротства.

Дополнительно из выписки можно узнать данные о руководителе организации и об ее адресе. Эти сведения следует сравнить с теми, которые были предоставлены самим контрагентом.

Кроме этого, нужно обратить внимание на коды по ОКВЭД, указанные в выписке.

Такая информация позволит удостовериться, что бизнес-партнер указал при регистрации код, соответствующий тому виду деятельности, которую он обязуется осуществлять по условиям договора.

Проверить контрагента на достоверность сведений в ЕГРЮЛ и признаки фирмы‑однодневки

Далее на сайте ФНС нужно проверить, если ли у партнера налоговая задолженность. Для этого надо ввести его ИНН в сервис «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов и/или не представляющих налоговую отчетность более года».

Саму сумму долга можно посмотреть в разделе «Открытые данные» на сайте ФНС. Но получить информацию из этого раздела, просто указав ИНН или ОГРН контрагента, нельзя. Чтобы узнать сведения о налоговой задолженности, необходимо найти и скачать соответствующий файл на странице https://www.

nalog.ru/opendata/7707329152-debtam/.

Подключитесь к сервису «Контур.Фокус», чтобы выбирать только надежных контрагентов Подать заявку

Далее на сайте ФНС нужно воспользоваться сервисом «Прозрачный бизнес». Проверка осуществляется по ИНН, ОГРН, названию (ФИО) контрагента.

С помощью сервиса можно узнать данные о руководителе и учредителях бизнес-партнера на предмет их участия в различных «массовых» организациях, возможной дисквалификации или лишения права занимать должности (участвовать в управлении организациями).

Также есть возможность проверить, не является ли адрес контрагента адресом массовой регистрации. Отдельно следует уточнить, заявлял ли директор о том, что он не имеет отношения к соответствующей организации (https://service.nalog.ru/svl.do).

Проверить контрагента на признаки фирмы‑однодневки, банкротство и наличие дисквалифицированных лиц

После этого имеет смысл перейти в раздел https://bo.nalog.ru, где можно получить данные о бухотчетности организации (по ИНН, ОГРН, адресу или названию).

Еще один сервис на сайте ФНС позволяет узнать, не заблокирован ли счет контрагента. На странице https://service.nalog.ru/bi.

do нужно выбрать вариант «Запрос о действующих решениях о приостановлении», затем ввести ИНН контрагента и БИК банка, в котором открыт проверяемый счет.  Подробнее об этом сервисе см.

«Блокировка счета налоговой в 2020 году: как проверить ее на сайте ИФНС и что делать».

Кроме этого, официальный сайт ФНС позволяет проверить следующие данные о контрагенте (сведения содержатся в архивах файлов):

Узнайте о налогах, уплаченных контрагентом, и допущенных им нарушениях Начать проверку

Шаг второй: проверка контрагента по ИНН или ОГРН

Следующий этап — поиск данных о контрагенте по его ИНН, ОГРН или названию в базах данных государственных органов. Для этого можно использовать следующие сайты:

Получайте уведомления о госзакупках для малого и среднего бизнеса Настроить рассылку

Шаг третий: проверка исполнительных производств

Сервис на сайте Службы судебных приставов (www.fssprus.ru) не предоставляет информацию по ИНН или ОГРН. Этот банк данных работает исключительно с наименованием организации или данными о физлице. Для поиска надо перейти в раздел «Сервисы» и далее в «Банк исполнительных производств». Затем ввести сведения о контрагенте и регион.

Шаг четвертый: сбор информации в интернете

«Заочный» этап проверки завершается анализом информации из сети Интернет. Прежде всего, следует изучить сайт бизнес-партнера. Размещенную там информацию нужно сверить с данными, полученными на предыдущих шагах. Также необходимо удостовериться, что она соответствует сведениям, которые контрагент сам сообщил о себе.

После этого через поисковики запрашивается информация о бизнес-партнере по его фирменному наименованию, адресу, ФИО руководителя и т.д. Полученные сведения составят образ деловой репутации контрагента.

Шаг пятый: запрос сведений у контрагента

Следующий шаг является «очным» этапом проверки. Непосредственно у контрагента запрашиваются копии документов, подтверждающих полномочия должностных лиц, которые будут подписывать договор. Это может быть устав, приказ, доверенность и т.п. Также следует запросить документы, удостоверяющие личности этих лиц.

Обмениваться с контрагентами УПД и счетами‑фактурами через интернет Входящие бесплатно

Также непосредственно у контрагента истребуются документы на право осуществлять определенные виды деятельности (лицензии, допуски СРО и т.п.

), и сведения о наличии ресурсов, необходимых для исполнения конкретного договора (персонал, транспорт, склады и т.п.).

Не лишним будет попросить предоставить копии договора аренды или документов, подтверждающих право собственности на помещения по месту нахождения контрагента.

Поступившая от партнера информация сверяется с данными, которые были получены на «заочном» этапе. Если выявляются расхождения, нужно запросить у контрагента пояснения.

Завершают проверку мероприятия, позволяющие убедиться, что должностные лица контрагента располагаются по адресу его регистрации, доступны для связи по указанным номерам телефонов и адресу электронной почты. Также на «очном» этапе можно напрямую связаться с другими организациями и ИП, которые уже имели дело с контрагентом, и запросить у них рекомендации.

Признаки недобросовестного контрагента

Главным признаком ненадежного бизнес-партнера является его фиктивность. То есть ситуация, когда он самостоятельно не осуществляет никакой деятельности, а все обязательства по сделкам выполняют другие лица.

Причем, не на основании договоров субподряда, доверенностей и т.п., а неофициально, фактически по собственной инициативе. Именно этот признак назван в статье 54.

1 НК РФ в качестве основного критерия для снятия вычетов по НДС и расходов.

Автоматическая сверка счетов‑фактур с контрагентами снизит риск доначислений НДС Провести сверку

О фиктивности контрагента в первую очередь свидетельствуют такие факты, как отсутствие по официальному адресу либо использование адреса массовой регистрации.

«Массовый» директор и учредитель также склоняют чашу весов в пользу фиктивности.

Об этом же может свидетельствовать и непредставление налоговой отчетности, заблокированные счета и прочие косвенные факторы, при наличии которых нормальное ведение бизнеса практически невозможно.

Проверить учредителя и адрес контрагента на «массовость» Начать проверку

Все остальные признаки, в том числе отсутствие ресурсов и неуплата налогов, следует рассматривать именно через призму фиктивности деятельности.

Сами по себе они не говорят о недобросовестности контрагента (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 14.05.20 № 307-ЭС19-27597).

Тем не менее, если подобные факты выявлены на стадии проверки, лучше воздержаться от заключения сделки. Ведь в такой ситуации значительно увеличивается риск снятия расходов и вычетов.

Подведем итог. Проверка контрагента на благонадежность — это обязательное мероприятие, которое необходимо проводить перед заключением сделок. Особенно, если они предполагают учет расходов для целей налогообложения прибыли или применение вычетов по НДС.

Часть сведений можно получить бесплатно при помощи баз данных госорганов и из открытых источников. Но самый простой и надежный способ проверки — использовать специальные сервисы.

В них все важные данные о контрагенте можно получить, сделав всего несколько кликов.

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/beginner/2020/8/15938

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.