Рнп учредители

Рнп учредители

Реестр недобросовестных поставщиков: как защититься и сохранить возможность участвовать в закупках

Рнп учредители
Вот уже год предприниматели – участники государственных закупок — живут в новых реалиях.

В подавляющем большинстве регионов России контролирующие органы начали вести реестр недобросовестных поставщиков (РНП) в полном объеме, то есть указывать в реестре информацию не только о самом юридическом лице (недобросовестном поставщике), но также и информацию о его бенефициарах и руководителях.

С 2014 года на основании части 1.1.

пункта 10 статьи 31 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) Заказчик был вправе установить требование об отсутствии в РНП не только информации об участнике закупки, но и информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки – юридического лица. Однако на практике техническая возможность полноценно вести реестр в таком объеме появилась у большинства территориальных органов ФАС только в 2015 году. При этом бизнес, построенный на участии в закупках, как правило, строился на том, что одни и те же бенефициары владели несколькими компаниями, в зависимости от цели или специфики закупки определялась компания, которая примет участие в торгах. Сейчас в случае включения в РНП одной из компаний такой группы, все оставшиеся компании с теми же учредителями или руководителями не будут допущены к поставкам для государственных нужд.

Как это работает на практике

В соответствии со статьей 104 Закона о размещении заказов в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В том числе в РНП вносится следующая информация об учредителях и руководителях компании:

— наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица, являющегося учредителем юридического лица участника закупки/поставщика,

— фамилии, имена, отчества учредителей участника закупки/поставщика,

— фамилии, имена, отчества членов коллегиальных исполнительных органов участника закупки/поставщика,

— фамилии, имена, отчества лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа участника закупки/поставщика.

Пример типичной записи в реестре для компании-поставщика (поставщиком является ООО «ХХХ», в которой есть директор Иванов и единственный учредитель/собственник бизнеса Петров):

Наименование недобросовестного поставщикаООО «ХХХ»ИНН недобросовестного поставщика77_______КПП недобросовестного поставщика77________Наименование/ФИО учредителей, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа:Иванов Александр Иванович, Петров Иван АлександровичИНН (директора ООО «ХХХ» и его учредителя).ИНН Иванова А.И., ИНН Петрова И.А.

Соответственно, при внесении этих данных в реестр ни компания ООО «ХХХ», ни другие компании, в которых Петров и Иванов являются руководителями или учредителями не смогут принимать участие в закупках для государственных нужд. Заказчик при проверке компании-участника вероятно обнаружит данные из реестра и должен будет отстранить такую компанию от участия в закупке или отказаться от заключения контракта с таким участником.

Как минимизировать риски группы компаний на практике

Далеко не всегда включение компании в РНП является законным. Однако на практике оспаривание незаконного решения о включении в РНП занимает порядка 6 месяцев (разбирательство в контролирующем органе и в суде), все это время компания находится в реестре.

Если запись не оспорена, информация о недобросовестном поставщике исключается из реестра автоматически только через 2 года.

Как же сохранить возможность участвовать в торгах в группе компаний, если одна из компаний группы может быть в скором времени включена или уже включена в РНП?

Рекомендации:

— информация при подаче заявок на торги предполагает указание информации о компании, ее директоре и учредителях (включая ИНН) на момент подачи заявки на участие (то есть информацию о текущих, а не предыдущих учредителях/директорах)*. Таким образом, если кто-то из директоров или учредителей в группе компаний оказался в РНП, в других компаниях группы (которые не включены в РНП) можно поменять такого учредителя и/или директора и продолжить участвовать в торгах.

— в случае, если компанией владеют физический лица (что распространено в сфере закупок), заранее оформить владение компаний через юридическое лицо (т.е. компанией-участником закупок, будет владеть юридическое лицо, которым в свою очередь буду владеть физические лица).

При включении в РНП в реестр попадет информация только о компании-недобросовестном поставщике, его руководителе и юридическом лице-учредителе (физические лица-фактические собственники не будут включены в РНП, так как «глубина» реестра на настоящий момент этого не предполагает).

*В письме Минэкономразвития от 12.10.

2015 №Д28и-2941 (не является официальным разъяснением норм права, но есть в правовых базах) в ответ на вопрос о соответствии юридического лица, один из учредителей которого является руководителем (учредителем) юридического лица, внесенного в реестр недобросовестных предпринимателей, требованию об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации о нем, была высказана следующая позиция министерства:

По мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, юридическое лицо,имеющее одним из своих учредителей лицо, являющееся руководителем или учредителем юридического лица, внесенного в реестр недобросовестных предпринимателей, соответствует требованиям, предусмотренным статьей 31 Закона № 44-ФЗ, в случае если указанный учредитель не внесен в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом лица, исключенные из единого государственного реестра юридических лиц, или лица, учредившие общество и на момент осуществления закупки не являющиеся его участниками, не указываются в числе учредителей юридического лица.

Оставить заявку юристу

Оригинал материала

Источник: https://spark.ru/startup/legalspace/blog/16199/reestr-nedobrosovestnih-postavschikov-kak-zaschititsya-i-sohranit-vozmozhnost-uchastvovat-v-zakupkah

Как обойти реестр недобросовестных поставщиков? // Вредный совет от 8 ААС

Рнп учредители

Вы являетесь учредителем общества, угодившего в реестр недобросовестных поставщиков (РНП)? Вы хотите продолжить участвовать в госзакупках? Становитесь индивидуальным предпринимателем. Так посчитал 8 ААС.

1. Кто попадает в РНП?

Согласно ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ в РНП включаются сведения:

– об участниках закупки (физических и юридических лицах), которые уклонились от заключения контракта с заказчиком;

– о поставщиках, контракт с которыми были расторгнут из-за существенного нарушения ими его условий.

Для удобства изложения будем именовать их «нарушители».

2. Какие сведения о нарушителях включаются в РНП?

Согласно ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ о нарушителях, являющихся юридическими лицами, включатся следующие сведения:

1) наименование, ИНН, место нахождения нарушителя;

2) наименование и ИНН юридических лиц – учредителей нарушителя;

3) Ф.И.О. и ИНН физических лиц:

– учредителей нарушителя;

– членов коллегиального исполнительного органа нарушителя;

– исполняющих функции ЕИО нарушителя.

Если нарушитель – физическое лицо (в том числе ИП), то в РНП включаются его Ф.И.О. и ИНН.

3. Последствия включения сведений в РНП?

Заказчик вправе установить (и в 99,9% случаев устанавливает) требование об отсутствии сведений об участники закупке в РНП (ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Это означает, что на протяжении 2-х лет к закупке не будет допущен не только сам нарушитель, но и любое иное юридическое лицо, сведения об учредителях, ЕИО, членах КИО которого содержатся в РНП.

Казалось бы, подобные правила являются надежным заслоном на пути недобросовестных поставщиков и никакая смена вывески им не поможет. Но судебная практика продемонстрировала ошибочность такой уверенности.

4. Обстоятельства дела

Сведения о юридическом лице были включены в РНП. Учредителем нарушителя являлось физическое лицо, сведения о котором в силу указанной выше нормы закона также были включены в РНП.

Указанное физическое лицо, теперь уже в статусе индивидуального предпринимателя, приняло участие в новой закупке и победило в ней.

Заказчик от заключения контракта отказался. Основание – несоответствие требованиям документации о закупке, а именно наличие сведений о физическом лице в РНП.

5. Позиция антимонопольного органа и судов

Физлицо обратилось с жалобой на действия заказчика в местный антимонопольный орган, но поддержки там не нашел.

И вот здесь начинается самое интересное – суды двух инстанций признали обжалуемое решение недействительным.

По мнению 8 ААС, исходя из буквального толкования норм Закона № 44-ФЗ в РНП должны отсутствовать сведения о самом участнике закупке, а если участник закупки – юридическое лицо, то еще и о его учредителях, ЕИО, членах КИО.

В рассматриваемом случае участником закупки выступало физическое лицо. Следовательно, в РНП должны отсутствовать сведения о нем, как об участнике закупок.

Действительно, в РНП содержатся данные об этом физическом лице, но не как об участнике закупки, а как об учредителе юридического лица – нарушителя.

«При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае основанием для признания заявки предпринимателя не соответствующей требованиям аукционной документации могло являться только наличие в реестре недобросовестных поставщиков сведений о самом индивидуальном предпринимателе …, в то время как факт наличия в обозначенном реестре сведений о ЗАО …, в силу положений действующего законодательства и вопреки доводам Администрации и антимонопольного органа, не может учитываться в качестве основания для отказа в участии в закупке его учредителю», – указал в своем постановлении 8 ААС.

6. Собственные соображения

Позиция 8 ААС, мягко говоря, довольно спорная.

Форма, по которой ведется РНП, предусматривает разные столбцы для указания данных как о самом нарушителе, так и о его учредителях, ЕИО, членах КИО (если нарушителем является юридическое лицо).

Вместе с тем Закон № 44-ФЗ содержит требование об отсутствии сведений об участнике-физическом лице в РНП вообще, а не в отдельных частях этого реестра. В РНП в принципе не должно быть фамилии, имени, отчества и ИНН физического лица. В каком качестве это физическое лицо оказалось в РНП (в качестве участника закупки или в ином качестве) значения не имеет.

Источник: https://zakon.ru/blog/2015/5/17/kak_obojti_reestr_nedobrosovestnyx_postavshhikov__vrednyj_sovet_ot_8_aas

Кс рф разъяснил, в каких случаях учредителей нельзя включать в реестр недобросовестных поставщиков

Рнп учредители

Если к моменту заключения и исполнения госконтракта учредитель вышел из общества, то его нельзя включить в реестр недобросовестных поставщиков только из-за того, что он был учредителем нарушителя. При принятии решения нужно исследовать обстоятельства, подтверждающие или опровергающие добросовестность, разумность и осмотрительность действий этого лица. К такому выводу пришел КС РФ.

КС РФ рассмотрел жалобу учредителя, который вышел из состава общества-нарушителя, но его все равно включили в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку в ч. 3 ст. 104 Федерального закона от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) говорится о том, что в реестр вносят сведения об учредителях (то есть не об участниках или акционерах).

Суть спора

АО «Балтийская строительная компания — Москва» (далее — общество) нарушило обязательства по контракту на строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с бассейном для юридического университета. Заказчик передал сведения об этом в антимонопольный орган. В сентябре 2017 г.

ФАС России приняла решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков в том числе фамилий, имен и отчеств учредителей общества. Информация об этом содержалась в выписке из ЕГРЮЛ, которая была представлена в составе конкурсной заявки, а также в сведениях из ЕГРЮЛ на сайте ФНС России.

В январе 2018 г. гражданин С.

(один из учредителей) подал в налоговый орган заявление о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ, поскольку он вышел из состава учредителей (в судебных делах не указано, когда и каким способом состоялся выход учредителя).

Налоговики внесли запись о недостоверности сведений о нем как учредителе АО «Балтийская строительная компания — Москва». После этого гражданин С. подал заявление в суд о признании незаконным решения антимонопольного органа.

Рассмотрение дела

В феврале 2018 г. суд отказал в удовлетворении этого требования со ссылкой на п. 2 ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.

Цитируем документ

В реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация: наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица, указанного в части 2 данной статьи (за исключением публично-правовых образований), фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в части 2 данной статьи.

Пункт 2 ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе

Суд первой инстанции отметил, что информация об учредителях общества-нарушителя была включена в реестр недобросовестных поставщиков исходя из данных, содержащихся в ЕГРЮЛ, куда эти сведения вносятся по заявлениям самих юридических лиц.

Доказательств того, что в этом реестре содержалась недостоверная информация об учредителях общества, суду не было представлено. Также не были представлены такие доказательства и в ФАС России на момент вынесения оспариваемого решения.

Кроме того, по мнению суда, согласно нормам гражданского законодательства учредители общества бывают только одни. Ими являются те лица, которые учредили общество, впоследствии они не могут измениться.

Доказательств того, что гражданин С. перестал быть учредителем, не было представлено.

В связи с чем ссылка на то, что заявитель не является акционером, не свидетельствует о необоснованности включения сведений об учредителях компании в реестр.

Суды апелляционной и кассационной инстанций оставили это решение суда первой инстанции без изменения. Судья ВС РФ отказал в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в СКЭС ВС РФ.

В связи с этим гражданин С. подал жалобу в КС РФ. По его мнению, п. 2 ч. 3 ст.

104 Закона о контрактной системе не соответствует Конституции РФ, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, он не позволяет осуществлять защиту нарушенных прав и деловой репутации, а возможность реализации права на защиту ставит в зависимость от обстоятельств, на которые лицо не может повлиять или которые не может изменить.

Позиция КС РФ

КС РФ признал п. 2 ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе не соответствующим Конституции РФ в той части, в какой он позволяет включать в реестр недобросовестных поставщиков информацию о физических лицах — учредителях юридического лица, которые не являются его участниками (акционерами) к моменту заключения и исполнения этим юридическим лицом госконтракта.

Совершение юридическим лицом действий (бездействия) на стадии исполнения им обязательств по контракту, которые являются основанием для одностороннего отказа заказчика от контракта в связи с существенным нарушением его условий в случае выхода одного из учредителей — участника общества из его состава до заключения контракта, не может находиться в непосредственной юридической связи с деятельностью этого учредителя, уже не имеющего акций этого общества.

Кроме того, по смыслу п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе он не может быть признан выгодоприобретателем, а также лицом, влияющим на заключение контракта и его исполнение. Соответственно, это не влечет для него наступления каких-либо правовых последствий, в том числе и в случае исполнения контракта с существенным нарушением условий.

При рассмотрении подобных споров суды должны исследовать обстоятельства, подтверждающие или опровергающие добросовестность, разумность и осмотрительность действий (бездействия) физического лица — одного из учредителей общества, в том числе действий, связанных со своевременной подачей заявления о недостоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в регистрирующий орган в случае выхода такого лица из состава общества до заключения контракта (равно как и в случае, если это лицо не являлось учредителем общества, но сведения о нем как одном из учредителей были внесены в данный реестр при регистрации юридического лица).

Однако сейчас в судебной практике допускается подход, при котором наличие в ЕГРЮЛ на момент рассмотрения дела судом информации о недостоверности сведений об одном из учредителей акционерного общества может не учитываться при решении вопроса о возможности включения в реестр недобросовестных поставщиков информации об учредителе юридического лица — физического лица, которое не является его участником (акционером) к моменту заключения и исполнения этим юридическим лицом контракта в сфере закупок. Подобный подход не отвечает целям достижения справедливого баланса прав и законных интересов лиц, участвующих в размещении и исполнении заказов для государственных и муниципальных нужд, государства и общества в целом.

Теперь федеральный законодатель должен внести изменения в законодательство. А решения по делу гражданина С. будут пересмотрены.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/418349/

Реестр недобросовестных поставщиков: как в него не попасть и как добиться исключения

Рнп учредители

Реестр публикуется в Единой информационной системе (ЕИС) и содержит следующие сведения:

  1. Наименование, местонахождение, ИНН (для юридических лиц), ФИО и ИНН (для ИП и физических лиц).
  2. Наименование, ФИО, ИНН всех учредителей юридического лица, его единоличного органа управления и членов коллегиальных органов управления.
  3. Информацию о контракте и (или) закупке, нарушение условий которых послужило поводом для внесения в РНП.
  4. Дату внесения в РНП.

Основания и порядок включения в РНП

В реестр недобросовестных поставщиков попадают:

  • участники закупок, которые уклонились от заключения контрактов;
  • поставщики (исполнители, подрядчики), с которыми контракты были расторгнуты в судебном порядке;
  • поставщики (исполнители, подрядчики), которые существенно нарушили условия контракта, что вынудило заказчика отказаться от сделки.

Инициатором включения в РНП всегда является заказчик. Он направляет в ФАС информацию и документы.

Порядок включения в РНП:

  1. Заказчик направляет в ФАС сведения о нарушителе и документы о нарушении в течение трёх рабочих дней с даты признания участника уклонившимся от заключения контракта или с даты расторжения контракта. Если причина включения в РНП — односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, обязательно представляется письменное обоснование такого решения. Если контракт расторгнут судом, прикладывается копия судебного решения. Сопроводительное письмо и материалы направляются в бумажной или электронной форме, в том числе через ЕИС.
  2. В течение трёх дней ФАС проверяет полноту представленных сведений и документов — формальное соблюдение требований ст. 104 44-ФЗ. Если чего-то не хватает, материалы возвращаются заказчику для устранения нарушений.
  3. В течение пяти дней ФАС проверяет представленные сведения — оценивает достоверность информации и наличие основания для включения в РНП. Для рассмотрения вопроса и принятия решения назначается заседание комиссии, куда приглашаются представители заказчика и участника (поставщика). Стороны вправе делать заявления, обосновывать свою позицию, представлять доказательства своей правоты и оспаривать доводы противоположной стороны. Неявка сторон не препятствует рассмотрению вопроса. По итогам заседания принимается решение о включении или невключении в РНП.

Подробнее об основаниях включения в РНП

Федеральный закон №44-ФЗ предусматривает три основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков. Однозначным поводом для включения считается только одна ситуация — судебное решение о расторжении контракта. Два других основания требуют от заказчиков обоснования позиции. Участник торгов или поставщик вправе её оспорить, представив свои аргументы.

Уклонение от заключения контракта

Признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта — право заказчика. Но оно ограничено положениями №44-ФЗ, в частности статьёй 82.3.

Заказчик вправе признать победителя процедуры уклонившимся от заключения контракта (составить соответствующий протокол), если он:

  • не направил заказчику в установленный срок проект контракта, подписанный надлежащим лицом, или протокол разногласий;
  • не внёс обеспечение в сроки, указанные в документации о закупке, или внёс в неполном объёме;
  • Не выполнил требования ст. 37 №44-ФЗ об антидемпинговых мерах — не внёс дополнительный размер обеспечения или не представил подтверждение своей добросовестности.

Отказ заказчика от исполнения контракта

Если поставщик существенно нарушает условия контракта — это основание для одностороннего отказа заказчика от сделки. Такая ситуация служит поводом для внесения поставщика в РНП.

Возможны две процедуры — если контракт был расторгнут в судебном порядке, после чего заказчик обратился в ФАС, или же заказчик сразу обратился в ФАС для включения поставщика в РНП.

В первом случае всё однозначно: поставщика включат в РНП на основании судебного решения. Но если заказчик сразу же обращается в антимонопольный орган, ему нужно будет доказать и существенное нарушение условий контракта, и то, что оно — основание для одностороннего отказа от сделки. Разумеется, поставщик вправе оспорить все доводы заказчика и привести свои аргументы.

Последствия включения в РНП

Формально включение в РНП не влечёт негативных последствий для компаний и предпринимателей. Проблема — сам факт присутствия в «чёрном списке»:

  1. При формировании закупочной документации заказчики вправе устанавливать требование для участников закупки — отсутствие в реестре.
  2. Если предприниматель или компания попали в РНП, не стоит надеяться на победу и в коммерческих тендерах. В них также может быть поставлено условие об отсутствии в РНП.
  3. Ограничения на участие в госзакупках могут коснуться не только самой компании, которая попала в реестр, но и её учредителей, а также руководителя. Например, если в закупке участвует предприниматель, который является учредителем юридического лица, включённого в РНП, заказчик вправе не допустить предпринимателя к закупке. Суды считают такие решения правомерными (Постановление Арбитражный суд Уральского округа от 20.04.2017 года №Ф09-1846/17).
  4. РНП — общедоступный источник информации, которым легко могут воспользоваться предприниматели для проверки контрагентов и сделать соответствующие выводы.

Порядок исключения из РНП

Период нахождения в РНП — 2 года. По истечении этого срока компания или ИП исключаются из реестра. Процедура досрочного исключения из РНП законом не предусмотрена. Единственный вариант — обжаловать решение ФАС в арбитражном суде. Это можно сделать в течение трёх месяцев с момента принятия обжалуемого решения.

Поводом для отмены решения ФАС могут быть:

  1. Доказанная в суде добросовестность участника или поставщика при заключении или исполнении контракта.
  2. Отсутствие намерений уклоняться от заключения контракта, несмотря на формальное нарушение процедуры и сроков.
  3. Нарушение процедур и сроков по техническим причинам, которые не зависели от участника закупка.
  4. Процессуальные нарушения, допущенные ФАС при рассмотрении обращения заказчика и принятии решения.
  5. Нарушение заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения контракта.
  6. Неправомерные действия заказчика, за которыми последовали нарушения со стороны участника закупки или поставщика.
  7. Вина заказчика в допущенном участником или поставщиком нарушении.
  8. Формальность проведенной ФАС проверки, при которой не были установлены и проверены фактические обстоятельства дела, степень вины каждой из сторон.
  9. Нарушение заказчиком сроков и порядка обращения в ФАС для включения участника в РНП.

Обращение в суд — достаточно эффективный способ обжалования решений ФАС. Арбитражные суды часто встают на сторону участников закупки и поставщиков. Но свою правоту придётся доказывать, а судебный процесс зачастую длится не один месяц. Поэтому лучше, конечно, в РНП не попадать. Не нарушайте процедуры и сроки, а если нарушили, постарайтесь договориться с заказчиком до его обращения в ФАС.

Источник: https://iitrust.ru/articles/expert/reestr-nedobrosovestnyh-postavshhikov-kak-v-nego-ne-popast-i-kak-dobitsya-isklucheniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.