Роль педагога наставника

Роль педагога наставника

Методическая разработка

Роль педагога наставника

25.04.2020

Должность: Заместитель директора

Учебное заведение:

Населенный пункт: г. Белгород

Функции педагога наставника

в профессиональном образовательном учреждении

ОГАПОУ «Белгородский техникум общественного питания»

Заместитель директора Герчак М.С.

В современном стремительно развивающемся обществе огромная роль  отведена наставничеству. Важнейшей составляющей частью наставничества в России – является наставничество в средних образовательных учреждениях, так как именно на СПО сегодня возлаг� �ется основная нагрузка по подготовке специалистов для промышленности и торговли.

Сегодня острая необходимость в квалифицированных кадрах страны побудила руководство страны вспомнить о наставничестве как действенном институте в подготовке кадров и запустить процессы по его развитию.

Наставник – это человек, обладающий опытом, готовый делиться своими знаниями с менее опытными людьми в обстановке взаимного доверия.

Первейшей характеристикой наставника должно быть совмещение в одном лице ролей родителя и сверстника, он должен быть своего рода переходной фигурой в развитии своего подопечного. Наставничество включает в себя коучинг, фасилитацию, консультирование и создание сети контактов.

Не нужно поражать своего протеже знаниями и опытом. Наставник просто должен поднимать дух и поощрять ученика, делясь с ним своим энтузиазмом по отношению к своей работе.

Наставничество в профессиональных учебных заведениях во всем мире показало свою эффективность. Студент, у которого есть наставник, получает доступ не только к бесценным знаниям человека, находящегося уже внутри рынка, но и заряд мотивации, так необходимый всем, кто собирается строить свою жизнь успешно и самостоятельно.

Программы наставничества в профессиональных учебных заведениях, создают для студента “социальный лифт” через эффективное студенческое сообщество, помогает более мотивированно и осознанно выстраивать траекторию собственного развития и трудоустройства.

Роль наставника педагогическая, сочетающая в себе воспитание и обучение.

Цель наставничества в СПО – оказание помощи студентам в их профессиональном становлении.

Задачи наставничества в СПО:

– привить подопечному интерес к изучаемой профессии;

– ускорить процесс профессионального становления учащегося, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по освоению профессиональных компетенций;

– способствовать успешной адаптации студентов в техникуме среди одногрупников, правилам поведения в техникуме.

Документы, необходимые для работы наставника:

– Приказ о «Об организации работы со студентами»

– Положение о наставничестве

– План работы с учащимися

– Методические рекомендации наставнику

– Аналитическая документация  контроля адаптации студента.

– Отчеты наставника о проделанной работе  представляются на:

заседание  предметно – цикловой комиссии и заседании педагогического совета техникума.

Эффективность работы наставника напрямую связана с тем, насколько правильно выстроена система взаимосвязей между ним, его подопечным, другими сотрудниками и администрацией техникума.

У них должно установиться единое видение и в восприятии реальности и для поведения в требующих решения ситуациях. Только в этом случае передаваемые знания и навыки будут иметь практическое воплощение.

С учетом профессиональных потребностей педагогу – наставнику необходимо сочетание следующих качеств (ролей).

1. «Сопровождающий». Основная функция – знакомство подопечного с системой общеобразовательного учреждения «изнутри».

Необходимо объяснить принцип деятельности всех структурных подразделений техникума, рассказать о административном управлении образовательным учреждением, познакомить с нормативными документами, инструкциями.

Наставник поможет учащемуся осознать свое место в жизни техникума, будет осуществлять пошаговое руководство его учебной деятельности.

2. «Протектор». Основная функция- это разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе учебной деятельности учащегося; также функция «протектора» заключается в том, чтобы организовать благоприятный психологический и моральный климат вокруг студента, атмосферу взаимопомощи и сотрудничества; помочь учащемуся осознать значимость и важность его учебы;

Наставник может договариваться от имени учащегося о его участии в различных внутри- и внешних мероприятиях, направленных на развитие способностей и профессиональных компетенций.

3. «Образец». Основная функция- это пример для подражания, который является огромным стимулом эффективности наставнической поддержки.

Наставник всеми своими личными и профессиональными достижениями, общественным положением, стилем работы и общения может стимулировать профессиональное самосовершенствование учащегося, который фиксирует и перенимает образцы поведения, подходы к организации жизненных интересов и профессиональной деятельности, стиль общения наставника.

4. «Эксперт». Основная функция- это поддержка на всех этапах учебной деятельности. Наставнику необходимо снизить уровень требовательности и контроля. Дать учащему самому решать необходимые учебные и жизненные задачи. Самому принимать решения и отвечать за результаты принятых решений. На данном этапе учащийся получает ровно столько помощи, сколько ему необходимо и когда он об этом просит.

5. «Контролер».

 Основная функция- это снижение зависимости от наставника, что позволит выработать у учащегося чувства собственного профессионализма, способности самому принимать решения, самому организовывать время своей учебной деятельности, а наставник контролирует правильность ее организации, эффективность форм, методов, приемов работы, проверяет его успехи с помощью системы тестов, творческих заданий, проблемных ситуаций и т. п.

Прежде чем приступать к работе с учащимся, необходимо выяснить, на каком уровне находятся его профессиональные знания, умения и навыки. Проверить это легче всего в беседе с ним. Выяснить его жизненные приоритеты, слабые места в понимании жизненных задач и выбранной профессии, трудности в освоении тех или иных компетенций.

На основе этой беседы наставнику необходимо составить план работы с учащимся.

В плане обязательно должны быть указаны:

– основные профессиональные трудности, испытываемые учащимся;

– цель и задачи профессионального взаимодействия;

– этапы работы;

– основные направления, формы, методы и средства профессиональной поддержки;

– промежуточный и конечный результаты работы.

Цель педагогического общения педагога-наставника и его подопечного:

1. Развитие профессионально значимых качеств личности учащегося.

2. Создание оптимальных условий для освоения выбранной специальности.

Для этого необходимо организовать творческий подход к процессу общения, взгляд на учащегося по общению с оптимистической гипотезой, наличие потребности в контактах, открытость общения, эмпатия и рефлексия в этом процессе.

Владение эмпатией и рефлексией является непременным условием продуктивности общения, важнейшим показателем овладения техникой общения.

Считается, что низкий уровень развития эмпатии и рефлексии является одной из главных причин непродуктивной работы наставника, лежащий внутри самой личности.

Эти внутренние причины в конечном итоге определяют успех или неуспех в деятельности конкретного учащегося.

Придавая исключительное значение коммуникативным умениям педагога-наставника, в качестве необходимых для организации взаимодействия с учащимися можно выделить:

– умения управлять поведением;

– умения адекватно моделировать личности других субъектов общения;

– умение «подать себя в общении».

Согласно исследованиям отечественных и зарубежных исследователей педагогики наиболее оптимальными моделями взаимодействия с учащимися, к которым должен стремиться педагог-наставник, можно считать следующие:

– Общение-коррекция. Этот вид общения направлен на выполнение диагностической функции педагогом-наставником. При выявлении симптомов неблагополучной педагогической деятельности или выяснении возможностей для их возникновения наставник осуществляет профилактическую работу, которая планируется в зависимости от целей, ситуации, условий и особенностей взаимодействия в паре.

– Общение-коррекция требует от учителя-наставника знания психолого-педагогической теории, владения приемами диагностического исследования, знаний специального характера в области технологии общения.

– Общение-поддержка. Этот тип общения имеет место в ситуациях, когда необходимо помочь подопечному в разрешении сложных ситуаций, с которыми он не силах справиться самостоятельно. От наставника требуется не только сумма знаний, но и мобилизация таких личностных качеств, как эмпатия, такт, чуткость и др.

– Общение-снятие психологических барьеров. Этот тип общения предполагает владение педагогом-наставником технологией общения на достаточно высоком уровне, наличие у него потребности в общении с подопечным, желания помочь ему в установлении доверительных отношений.

– Общение на основе дружеского расположения является оптимальной моделью общения педагога-наставника и молодого специалиста.

Она предполагает реализацию всех функций общения, аккумулирует все особенности и свойства наставника как профессионала и личности.

В её основе лежит доверительность, взаимная расположенность субъектов общения, обоюдная заинтересованность в осуществлении и продолжении контактов.

Для более продуктивной работы наставника необходимо следовать следующим правила общения наставника с подопечным:

1. Не приказывать. Наставник должен помнить, что фраза, содержащая обязательство какого-либо рода, вызывает протест. В процессе общения с подопечными следует отказаться от фраз типа «вы должны», «вам необходимо», «вам нужно» и т. п. Естественной их реакцией на эту фразу могут стать слова: «Ничего я вам не должен. Как хочу, так и работаю!»

2. Не угрожать. Любая угроза – это признак слабости. Угроза со стороны наставника – это еще и признак педагогической несостоятельности, некомпетентности. Угрозы или ультиматум со стороны преподавателя-наставника провоцируют конфликт. «Если Вы не будете выполнять мои требования, то…

» – подобные замечания свидетельствуют о неумении наставника аргументировать свою педагогическую позицию, о непонимании ситуации, об отсутствии дипломатических навыков общения. Этот прием не способствует установлению отношений сотрудничества и взаимопонимания между наставником и подопечным.

3. Не проповедовать. «Вы, как студент, обязаны…», «На Вас лежит ответственность…» – эти воззвания чаще всего являются пустой тратой времени. Они не воспринимаются и не осознаются подопечными как значимые, вследствие их возрастной несостоятельности.

4. Не поучать. Наставник должен помнить о том, что нет ничего хуже, чем навязывать свою собственную точку зрения («если бы Вы послушали меня, то…», «если бы Вы последовали примеру….»).

5. Не подсказывать решения. Наставник не должен «учить жизни» подопечного. «На Вашем месте я бы…» – эта и подобные ей фразы не стимулируют процесс профессиональной поддержки, поскольку произносятся чаще всего с оттенком превосходства и ущемляют, таким образом, самолюбие подопечного.

6. Не выносить суждений. Высказывания со стороны наставника типа «Вы должны сменить отношение к учебе», «Вы слишком мало внимания уделяете учебе» чаще всего наталкиваются на сопротивление и протест подопечных, даже в тех случаях, когда они абсолютно справедливы.

7. Не оправдывать и не оправдываться. Наставник потеряет значительную долю своего влияния, если будет строить свое взаимодействие с подопечными на основе этих приемов общения.

«Вы осваиваете выбранную специальность не так уж плохо, как кажется на первый взгляд» – данная форма оправдания, конечно, снимает некоторое напряжение в отношениях, но делает существующую профессиональную проблему менее значимой для подопечного.

8. Не ставить «диагноз». «Вам профессионально не пригодны, Вы не обладаете необходимыми навыками для этой специальности» – такая фраза опытного педагога непременно насторожит учащегося и настроит его против наставника.

Таким образом, если следовать всем правилам приведенным в данной работе, то успех работы наставника с подопечным гарантирован.

Источник: https://novoedrevo.ru/publications/14002472

Роль педагога-наставника в успешном профессиональном становлении молодых педагогов

Роль педагога наставника

М.В. Ротару

учитель начальных классов МБОУ

«Основная общеобразовательная школа №2»

г. Таштагол

M.V. Rotaru

Elementary school teacher

Secondary school 2

Tashtagol

E-mail: [email protected]

Роль педагога-наставника в успешном профессиональном становлении молодых педагогов

The Role of the teacher-mentor in successful professional formation of young teachers

Аннотация В статье рассматриваются деятельность педагога-наставника и основные особенности создания необходимых условий для профессионального становления и развития творческой самореализации молодых педагогов.

Annotation Activity of the teacher-mentor and the main features of creation of necessary conditions for professional formation and development of creative self-realization of young teachers are considered in this article

Ключевые слова Молодой педагог, педагогическая деятельность, педагогические умения, молодой специалист, педагог-наставник, «дорожная карта».

Keywords A Young teacher, pedagogical activity, pedagogical abilities, teacher-mentor, “a road map”.

В школу пришёл педагог – молодой специалист. Что ждёт его впереди? Сможет ли он стать профессионалом своего дела?

Главным направлением вузовского обучения считается вооружение студентов прочными научными знаниями в соответствующей области.

Но на практике мы видим что, ни сами знания как ориентировочная основа деятельности, ни непосредственно знания о способах деятельности не обеспечивают умения ими пользоваться реально, поэтому сами знания – это не конечная цель обучения, а база для формирования профессионально значимых умений.

Для учителя профессионально значимыми являются различные умения: коммуникативные, организаторские, обеспечивающие культуру умственного труда и др. В этом ряду особое место занимают педагогические умения.

Именно они являются профилирующими, от них во многом зависит успешность воспитания и обучения школьников.

При этом правильность постановки обучения детей определяется сформированностью у учителя методических и общеметодических умений.

Отличительным признаком общеметодических умений является свойство широкого переноса этих умений с одного вида деятельности на другие.

Исходя из того, что основу любой деятельности, в том числе и методической, составляют следующие компоненты:

а) ориентировка в предметном содержании осуществляемой деятельности;

б) планирование составляющих её действий;

в) реализация намеченной программы;

г) самоконтроль за результатами её выполнения,

комплекс общеметодических умений можно представить в виде следующих четырёх групп [1].

1) Умение обеспечивать ориентировочную основу дальнейшей деятельности по подготовке и проведению урока.

2) Умения, связанные с планированием урока.

3) Умения, связанные с проведением урока, т.е. с реализацией на практике намеченного плана.

4) Умения, связанные с самооценкой результатов проведённого обучения.

Формирование у будущих учителей методических умений происходит больше на теоретической основе. Начиная работу в школе, непосредственно на практике, молодые педагоги сталкиваются с большим количеством проблем.

Вхождение в новую деятельность всегда сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов.

Вести школьную документацию, уметь эффективно организовать учебный процесс, владеть различными методами организации внеурочной деятельности, участвовать в работе школьного методического объединения, принимать участие в семинарах, различных образовательных событиях. всё это должен делать молодой учитель

Чтобы помочь ему справиться с возникающими проблемами, сформировать у него систему методически-практических умений, устойчивое желание развиваться и стать в дальнейшем профессиональным педагогом, необходим некий путеводитель, особенно в начале педагогической деятельности. Таким «путеводителем» должен стать старший товарищ: педагог-наставник.

Педагог-наставник оказывает помощь молодым специалистам в ознакомлении с коллективными традициями, общими правилами, профессиональными особенностями работы в МБОУ. Проводит индивидуальную воспитательно-методическую работу с молодым специалистом [2].

Основные задачи педагога-наставника:

– привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление учителей в образовательной организации;

– ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способ­ности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

– адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и правил поведения в образовательной организации, сознательного и творческого отношения к выполнению обязанностей учителя.

Работая педагогом-наставником на протяжении многих лет, я составила «Дорожную карту» (план мероприятий) сопровождения молодых специалистов.

Цель «Дорожной карты»: создание необходимых условий для профессионального становления и развития творческой самореализации молодых педагогов.

Дорожная карта (план мероприятий)

по сопровождению молодых специалистов МБОУ

для создания необходимых условий для профессионального становления и развития творческой самореализации молодых педагогов

I этап Знакомство (август, 1 четверть)

Цель этапа: изучение личностных качеств молодого педагога, достоинств и недостатков его теоретических и практических умений и навыков. Создание благоприятной дружелюбной обстановки вокруг молодого педагога.

Мероприятия:

1.Изучение документов (диплома, характеристики, личностных студенческих достижений).

2.Беседы, наблюдение за общением с новыми коллегами (характер, стиль общения, желание идти на контакт).

Результаты:

Установление благоприятного климата взаимодействия с педагогическим коллективом.

II этап Обучение, передача опыта

(1 – 3 год педагогической деятельности)

Цель этапа: проверка уровня профессиональной компетенции молодого педагога, определение и корректировка степени готовности к выполнению своих функциональных обязанностей, методическая помощь.

Мероприятия:

Изучение нормативно- правовой базы, ФГОС

I Теоретические занятия по вопросам:

1.Ведение школьной документации.

2.Постановка задач урока.

3.Составление рабочих программ, календарно-тематического планирования.

4.Самоанализ урока.

5.Методические требования к современному уроку.

6.Самообразование учителя.

7.Рефлексия собственной деятельности.

8.Ошибки начинающего педагога.

9.Построение диалога: учитель родитель.

10.Полезные сайты.

II Практические занятия:

1.Посещение наставником уроков, занятий молодого педагога.

2.Посещение уроков, занятий молодым педагогом у более опытных учителей.

3.Взаимопосещение уроков.

4.Разработка и проведение родительских собраний.

III «Скорая помощь» – оказание методической, психологической помощи в неожиданно возникающих ситуациях.

Результаты:

Правильность ведения школьной документации. Методические разработки уроков, внеклассных мероприятий, внеурочной деятельности.

III этап Личностно-творческая самореализация

(4 – 5 год педагогической деятельности)

Цель этапа: раскрытие творческого потенциала молодого учителя, стимулировать, направлять на деятельность, ориентированную на создание нового, т.е. инновационную деятельность.

Мероприятия:

1.Нетрадиционные формы уроков.

2.Разработка и презентация моделей уроков.

3.Презентация себя как учителя, классного руководителя.

4.Деловые игры, конкурсы.

Результаты:

Создание портфолио учителя, выход на конкурсы профессионально-педагогического мастерства.

Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, является неотъемлемой частью повседневной жизни педагогов.

Оно помогает развивать профессиональные компетенции молодого педагога, быстро адаптироваться к работе в школе, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность, профессионально – творчески самореализоваться.

Литература

  1. Истомина Н.Б., Соловейчик М.С. Деятельностный подход в методической подготовке учителя начальных классов // Новые исследования в педагогических науках. Вып. 1 (57) / Сост. И.К. Журавлёв, В.С. Шубанский – М.: Педагогика, 1991.
  2. Круглова И.В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: Дис…канд. пед. наук: 13.00.08. – М., 2007.

Источник: https://multiurok.ru/blog/rol-piedaghogha-nastavnika-v-uspieshnom-profiessional-nom-stanovlienii-molodykh-piedaghoghov.html

Портал педагога | Роль учителя наставника в становлении начинающего педагога

Роль педагога наставника

Сухоребрик Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ” Каргасокская СОШ №2″
Населённый пункт: Томская область, с.Каргасок
Наименование материала: статья
Тема: Роль учителя наставника в становлении начинающего педагога
11.02.2018
Раздел: начальное образование

Роль учителя-наставника в становлении начинающего педагога

Легко правильно следовать за тем,

кто правильно идет впереди

(Я. А. Коменский)

Работа, связанная с преподаванием, всегда считалась одним из наиболее сложных и в то же

время почетных занятий. Каждый знает имена выдающихся педагогов и просветителей. Учи-

тель — не просто профессия, это миссия. Поэтому и спрос с преподавателей особый.

В наше время те, кто мечтает хорошо зарабатывать и при этом не уставать на работе, вряд ли

выберут путь школьного учителя. Педагогика — удел энтузиастов, которые с детства видели

себя в роли наставника, мечтали «сеять разумное, доброе, вечное», формировать новое поко-

ление. От педагогов требуется многое: быть корректными, внимательно относиться к детям,

проявлять интерес к своей работе, предмету. Учитель должен уметь ответить на любой воз-

никший у его воспитанника вопрос — относится тот к преподаваемой дисциплине или каса-

ется формирования детского мировоззрения.

Большинство людей выбирают будущую профессию еще во время обучения в школе, и на их

решение часто влияют не только способности, но и отношение к личности учителя. Человек,

решивший стать учителем, должен быть готов к тому, что ему придется преодолевать множе-

ство трудностей и, несмотря на это, двигаться вперед.

Первая ступенька в профессии учитель-университет ,техникум. Но вот на руках диплом,

огромное желание работать с детьми. Вторая ступенька – адаптация к школе .

Каким учителем станет молодой специалист, зависит прежде всего от администрации , кол-

лег, а главное от учителя-наставника.

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации,

способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогиче-

ских кадров.

Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные

качества, коммуникативные и управленческие умения

Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного

учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений педагогиче-

ской деятельности. Оно призвано глубоко и всесторонне развивать, имеющиеся у молодого

специалиста знания, в области предметной специализации и методики преподавания.

На протяжении многих лет я являлась руководителем педагогической практики, стара-

лась за короткое время помочь будущим специалистам ближе познакомиться с преподавани-

ем в школе.

В 2014 году в школу пришел молодой специалист,

и я впервые

стала наставником.

Многому пришлось учиться самой, не было необходимой литературы.

В ходе общения с молодым специалистом выясняется уровень его теоретической подго –

товки, намерения и цели, характер. Совместная деятельность молодого педагога и учителя-

наставника начинается с составления плана работы. Наставник понимает: его основная цель

– оказание практической помощи учителю в вопросах совершенствования теоретических

знаний и повышения педагогического мастерства. (Приложение 1)

Важное условие совершенствования педагогического мастерства – постоянный самоана –

лиз учителем своих педагогических действий. Научить начинающего педагога этому – ещё

одна из задач наставника. Анализ урока требует специальных знаний, умений, особого отно –

шения к этому процессу. Самоанализ урока дает учителю возможность критически отнестись

к своей деятельности, закрепить успешные приемы и методы, устранить недостатки в своей

работе.

Наблюдение за работой наставника, повторение его опыта – способ накопления моло-

дым специалистом своего опыта. Немаловажную роль играет в этом и посещение уроков

коллег, анализ их структуры – всё это позволяет выработать начинающему учителю индиви –

дуальный стиль педагогической деятельности. Совместно с молодым специалистом необхо –

димо разработать еженедельный план . (Приложение 2)

Необходимы своевременные советы и консультации наставника: структура и типы уро-

ков, как правильно начать урок, рационально распределить время между его этапами, какие

средства обучения будут эффективны на данном занятии, а так же советы из школьной жиз –

ни, помогающие легче адаптироваться к школе..( Приложение 3)

Особую роль в становлении специалиста играет его участие в методических мероприяти –

ях школы.

В результате кропотливой предварительной работы учителя – наставника молодой спе-

циалист принял участие в неделе открытых уроков по математике. В ходе подготовки к уро –

ку совместно с наставником были обсуждены основные идеи, постановка целей и задач уро-

ка, определены рациональные и эффективные формы и методы. Приятно стажеру и настав-

нику, когда в ходе анализа урока коллеги отметили в деятельности молодого специалиста кру –

пицы нового, интересного, полезного.

Доброжелательность, корректность, тактичность учителя-наставника способствуют со –

зданию психологически комфортных условий для становления молодого специалиста.

Безусловно, профессия учителя очень тяжелая, зато и одна из самых нужных. Всех нас во

многом сформировала школа, и в первую очередь наши педагоги. Трудно переоценить заслу-

ги талантливого учителя, который открывает перед ребенком дверь в мир знаний, влияет на

формирование его жизненных приоритетов, закладывает основы его будущего, а значит, бу-

дущего цивилизации.

Приложение 1

План работы учителя-стажера и учителя-наставника

Пе-

риод

работы

Ответственные

сентябрь

1. Час общения «Расскажи о себе».

Администрация

шко-

лы, педагог-наставник

2. Изучение содержания учебных программ и объяснитель-

ных записок к ним, нормативных документов по организа-

ции учебного процесса.

Педагог-наставник

3. О требованиях к оформлению электронного журнала.

Заместитель директо-

ра по УВР

4. Консультация «Подготовка учителя к уроку».

Педагог-наставник

5. Советы: «Как быстрее адаптироваться в школе», «По-

старайтесь не допустить следующих ошибок…»

Педагог-наставник

6. Посещение уроков наставника и анализ их структуры

Педагог-наставник

7.Знакомство с методическим объединение учителей на-

чальной школы.

Педагог-наставник

Руководитель МО

октябрь

1. Знакомство молодого специалиста с традициями шко-

лы.

Педагог-наставник

2. Консультация «Анализ урока учителем после его прове-

дения. Виды анализа». Цель: научить молодых специали-

стов проводить самоанализ урока.

Педагог-наставник

3. Посещение уроков наставника и анализ их структуры

ноябрь

1. Посещение уроков наставника и анализ их структуры.

Педагог-наставник

2. Консультация «Структура урока изучения нового мате-

риала».

3. Практическое занятие «Составление технологической

карты урока изучения нового материала»

Декабрь-январь

1. Посещение уроков закрепления и развития знаний,

умений, навыков педагога-наставника.

Педагог-наставник

2. Консультация «Структура урока закрепления и раз-

вития знаний, умений, навыков».

3. Практическое занятие «Составление технологической

карты урока закрепления и развития знаний, умений, на-

выков».

4. Обзор периодической педагогической печати

Библиотекарь

1. Посещение уроков изучения нового материала и уро-

ков закрепления и развития знаний, умений, навыков у мо-

лодого специалиста.

Педагог-наставник

2. Консультация «Структура урока обобщения и система-

тизации знаний

Руководитель МО

Февраль-март

3.

Практическое занятие «Конструирование и защита

конспекта урока обобщения и систематизации знаний

Педагог-наставник

апрель

1. Посещение у молодого специалиста уроков обобщения

и систематизации знаний с последующим педагогическим

анализом.

Педагог-наставник

2. Анализ педагогических ситуаций.

Педагог-наставник

май

1. Итоговое занятие « Что получилось и чему еще надо

учиться»

Педагог-наставник

2. Подготовка характеристики на молодого специалиста

Приложение 2

Памятка начинающему учителю.

1.

Тщательно готовься к урокам. Обязательно пользуйся поурочным пла-

ном и придерживайся всех его пунктов. Возьми себе за правило наличие

поурочного плана является для тебя допуском на урок.

2.

Идя на урок, ты должен досконально знать, куда пришёл, для чего, что

будешь делать, будет ли это эффективно.

3.

Приходи в класс до звонка, чтобы приготовить все необходимое для

проведения урока.

4.

Огляди класс, особенно недисциплинированных учеников. Старайся по-

казать красоту и привлекательность организованного начала урока,

стремись к тому, чтобы на это с каждым разом уходило всё меньше и

меньше времени.

5.

Энергично начинай урок. Веди урок так, чтобы каждый ученик был

постоянно занят делом. Помни: паузы, медлительность, бездеятельность

– враги дисциплины.

6.

Увлекай учеников интересным содержанием материала, созданием

проблемных ситуаций, мозговым штурмом. Контролируй темп урока,

помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь

класс. Особенно наблюдайте за теми, у кого неустойчивое внимание.

7.

Чаще обращайтесь с просьбами, вопросами к тем учащимся, которые

отвлекаются на уроке, занимаются посторонними делами.

8.

Комментируя оценки знаний старайтесь быть деловым, заинтересован-

ным. Укажите ученику, то над чем ему необходимо поработать, чтобы

получить лучшую оценку.

9.

В конце урока дай общую оценку классу и отдельным ученикам. Пусть

дети почувствуют удовлетворенность от результатов своего труда. Ста-

райся замечать позитивное в работе недисциплинированных учеников,

но не делай это часто и незаслуженно, за незначительные усилия.

10. В случае недисциплинированности учащихся старайся обходиться без

помощи других. Помни: наведение дисциплины с помощью чужого ав-

торитета не даст пользы, а только навредит. За поддержкой лучше обра-

титься к классу.

Приложение 3

Еженедельный совместный план работы

Понедельник

Посещение урока наставника.

Анализ урока

Вторник

Консультация по составлению технологических карт уроков на неделю.

Среда

Посещение уроков коллег. Анализ урока

Четверг

Посещение урока наставника

Анализ урока

Пятница

Посещение урока молодого специалиста. Анализ урока

Информационные источники

1.

Онушкин В.Г., Кулюткин Ю.Н., Вершловский С.Г. Профессия – учитель: Беседы с моло-

дыми учителями.- М.: «Педагогика», 1987.

2.

Вершловский С.Г. Учитель-методист – наставник стажера: Книга для учителя.- М.: Про-

свещение, 1988.

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=28518

Роль учителя-наставника в становлении начинающего педагога

Роль педагога наставника

Сидоров Евгений Fлександрович

Роль учителя-наставника в становлении начинающего педагога

                                                                     Обучаюсь делая, делаю обучаясь.

   Изменения, происходящие в нашем обществе в последние годы, резко повлияли на ситуацию в сфере педагогической науки и образования.

На современном этапе педагогическое общество располагает рядом нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование и развитие системы образования в Российской Федерации, а также организацию воспитательно-образовательного процесса в образовательных учреждениях разного уровня  и профиля.

Основные принципы образовательной политики в России, определенные в Законе РФ «Об образовании», раскрыты в Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

   Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры. В качестве ключевого понятия современного образования выдвигается понятие компетенций, а формирование компетенций заявлено в качестве одной из главных целей профессионального обучения.

   В нашей школе многие годы существует традиция  наставничества, когда официально, соответствующим приказом, за каждым молодым специалистом закрепляется опытный педагог. Его задача – сопровождение в период адаптации, ознакомление со спецификой работы  педагогического  коллектива, преподавания конкретной дисциплины, включение молодого педагога в процесс профессионального становления.

  Рассмотрим систему взаимодействия педагога – наставника и нашей выпускницы, молодого учителя физической культуры Марины Андреевны Р. Сотрудничество опытного и молодого педагога осуществляется в режиме наставничества в течение двух  лет.

  На первом этапе мы провели диагностику, используя методики оценки профессиональной направленности личности учителя, которые подтвердили наши прогнозы, показав высокий уровень общительности, организованности, интеллигентности, направленности на предмет; порадовала шкала самооценки мотивации одобрения и достижения; практически идеально выглядела карта  её коммуникативной деятельности. Молодой специалист владеет традиционной методикой  образования, ориентируется в основных образовательных системах и имеет хорошие знания по теории предмета  физической культуры. Но анкета для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС ООО и ФГОС НОО показала, что Марина Андреевна  испытывает затруднения в вопросах, касающихся внедрения ФГОС ООО. В частности, в анализе системно-деятельностного подхода к процессу обучения, в обосновании целесообразности разработки технологической карты урока, в вопросах формирования универсальных учебных действий и т. д.

Следующий шаг в совместной работе – разработка индивидуального плана профессионального развития, в котором заявлены следующие приоритетные направлении:

– исследование системно-деятельностного подхода к процессу обучения, обозначенного ФГОС ООО;

– использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры с методикой преподавания;

В плане профессионального становления и развития молодого специалиста мы определили три этапа:

1.Совместная работа наставника и молодого специалиста.

Была составлена программа совместных действий по адаптации молодого специалиста к своей новой роли в качестве преподавателя, определена последовательность шагов для решения выявленных проблем.

Были изучены ФГОС, проанализирована основная и дополнительная литература, определена роль ИКТ в системе преподавания, разработаны планы своей деятельности по разработке элементов УМК.

2.Совместно-раздел?нная деятельность наставника и молодого специалиста.

На втором этапе мы исследовали системно-деятельностный подход к процессу обучения, рассмотрев в деталях все три вида деятельности учителя и учащихся, что помогло понять молодому педагогу целесообразность и необходимость разработки технологической карты урока.

   Самое пристальное внимание в работе с молодым специалистом мы обратили, конечно, на использование на уроках физической культуры современных образовательных технологий.

Посещение уроков молодого учителя позволяет сделать вывод, что типы используемых уроков, их структура соответствует современным требованиям. Что касается используемых на уроках методов и приёмов, то доминируют  индивидуально-групповые задания, продуктивные виды работы, но пока недооцениваются приёмы рефлексии, приёмы стимулирования  и, конечно, требует совершенствования система оценивания.

  Посещая друг у друга уроки, анализируя их, мы с удовлетворением отметили, что вся совокупность поисковых методов способствует развитию творческой самостоятельности, аналитического мышления молодого специалиста.

   Что касается информационной культуры молодого педагога, то она достаточно высока у Марины Андреевны,  и это помогло ей в использовании в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, использование информационных ресурсов сети Интернет в ходе моделирования как пробных уроков физической культуры, так и контрольных, зачётных уроков по предмету.

Результатом работы с наставником в данном режиме взаимодействия стали разработанные методические продукты: технологические карты уроков, разработка внеклассного мероприятия в 7-х классах «Мы за здоровый образ жизни», которые были опубликованы на Всероссийских педагогических порталах.

   Наблюдение за работой молодого специалиста в течение двух  лет показало, что мотив стремления к успеху, творчеству у Марины Андреевны  доминирует над мотивом избегания неудач, а высокий уровень нравственности, интеллекта говорит о способности педагога к саморазвитию. Она вместе с наставником принимала активное участие в разработке учебных, дидактических, методических материалов, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс.

  В течение 2015/2016 учебного года Марина Андреевна Р.

принимала участие в организации, проведении и подготовке школьников к ряду внеурочных мероприятий по плану работы школы, районных соревнованиях  по   волейболу (II место), в весеннем кроссе школьников района (I место), районных соревнованиях по настольному теннису (III место), шахматам «Белая ладья» ( II и III места). Сама Марина Андреевна лично принимает участие в различных спортивных мероприятиях разных уровней, показывая  личный пример.

  Таким образом, представленный опыт наставничества позволяет говорить об эффективной системе взаимодействия опытного педагога и молодого специалиста.

Новизна этого опыта для нашего учебного заведения в целом состоит, прежде всего, в использовании системно-деятельностного подхода к процессу формирования профессиональной компетентности молодого педагога, в использовании технологии организации проектной деятельности, в привлечении молодого специалиста к решению практических задач по совершенствованию воспитательно-образовательного процесса на примере отдельно взятой дисциплины. Реализация программы профессионального становления показала, что возможность работать вместе с наставником ускоряет процесс адаптации молодого специалиста, позволяет даже первые уроки проводить с достойным качеством, а поддержка наставника вселяет день ото дня вс? больше уверенности в собственных силах, помогает пройти путь профессионального становления быстрее и эффективнее.

by HyperComments

Источник: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/rol-uchitelya-nastavnika-v-stanovleni/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.