С какого года приватизация началась

С какого года приватизация началась

«Объегорили-обгайдарили»: годовщина приватизации имени Чубайса

С какого года приватизация началась

В августе 1992 года в России стартовала едва ли не самая масштабная реформа последних десятилетий — ваучерная (чековая) приватизация. Россиянам тогда объяснили, что советская модель себя изжила и, чтобы ускорить приближение «светлого будущего», необходимо провести приватизацию государственной собственности.

То есть каждый россиянин мог приватизировать, прикупить «кусочек родины» и стать полноценным собственником ее богатств: нефти и газа, заводов и пароходов, жилых зданий и парикмахерской за углом.

Государство было признано неэффективным собственником, в чем граждан даже и убеждать не надо было. В 90-е годы после развала СССР стоимость жизни выросла, а сама жизнь ничего не стоила. Разрухой и бандитизмом 90-х годов до сих пор пугают новое поколение обывателей.

Ситуация в экономике действительно была катастрофической: цены взлетели, многие предприятия закрылись, налоги в бюджет не выплачивали, зарплаты задерживались.

Нависла угроза остановки работы жизнеобеспечивающих предприятий транспорта, водоснабжения, электроэнергетики. Тогдашний глава ЦБ Виктор Геращенко распорядился для пополнения оборотных средств включить печатный станок.

Но выпущенного в оборот 1 трлн рублей хватило ненадолго.

Тогда правительство решило собрать деньги с населения. Всю российскую собственность оценили на глазок в 1,4 трлн рублей. Каждому гражданину России Сбербанк должен был открыть именной приватизационный счет, на который должны были зачисляться деньги от продажи приватизируемого госимущества.

Это была схема, проверенная другими странами. Была и такая идея: постепенного выкупа собственности за средства, накопленные населением на «сберкнижках».

Но правительству необходимо было срочно провести приватизацию, пополнить казну и не дать стране развалиться.

Короче говоря, план с приватизационными счетами не был реализован. В итоге взяли за основу чешскую модель — чек (ваучер). Вместо открытия счетов населению решили раздать ваучеры. Бесплатно. Точнее, за 25 рублей, на которые фактически ничего нельзя уже было купить.

Номинальная стоимость ваучера составила 10 тыс. рублей, исходя из оценки госимущества. Андрей Нечаев, министр экономики России (1992-1993 годы), пояснил «Газете.Ru», что невозможно в принципе было всем стать миллионером при том количестве собственности, которая была выставлена на приватизацию.

К тому же у власти были опасения, что народ просто проигнорирует приватизацию, не поняв ее целей. Тогда идеолог приватизации Анатолий Чубайс, стоявший во главе Госимущества, придумал, как сейчас говорят, рекламную акцию.

«Чубайс, помню, агитировал, чтобы подогреть интерес к приватизации, что за ваучер можно купить два автомобиля «Волга». Неудачно агитировал», — считает Нечаев. Но схема сработала. Чеки раздали.

Поначалу от чековой приватизации выиграли так называемые «красные директора» — руководители заводов и фабрик, сформировавшихся в Советском Союзе. Нередко они принуждали работников продавать свои акции, а для стимулирования этого процесса задерживали выплату зарплаты. Бывшие советские функционеры в итоге становились единоличными собственниками фабрик, заводов, цехов, пароходов.

Объегорили-обгайдарили

На самом деле купить часть госсобственности по выгодной цене могли только работники приватизируемых предприятий, остававшихся к тому времени на плаву.. Остальным, не занятым в производственной сфере, казалось, что выгоднее продать или вложить «эту бумажку» в чековый инвестиционный фонд. Эти фонды скупали за чеки акции приватизируемых предприятий.

Владельцам акций обещали большие барыши в будущем, но впоследствии большинство фондов растворились, а акции предприятий достались авторитетным товарищам.

Поскольку «красные директора» тоже не отличались финансовой грамотностью и не очень-то желали развивать вверенный им актив, то в течение нескольких лет реальными владельцами частных заводов стали финансово-промышленные группы, нередко с криминальным прошлым.

Передел собственности сопровождался кровавыми разборками. Шальные приватизационные деньги стали питательной средой для появления класса олигархов.

«Миллионы граждан были обмануты мошенниками. Мы помним многочисленные финансовые пирамиды на базе ваучерных фондов, когда у людей забрали ваучеры и потом украли их имущество, при этом заработав сверхприбыли и использовав их для приобретения государственных активов», — говорит Сергей Глазьев, советник президента РФ.

Он напомнил, что согласно отчету Генпрокуратуры Государственной думе, на один случай приватизации в среднем было зафиксировано одно преступление. В общем, объегорили-обгайдарили, возмущались россияне.

В последующем приватизационные деньги осели в инвесткомпаниях и частных банках, зарегистрированных в офшорах. И только в этом году Кремлем официально было объявлено, что олигархов в России нет.

Итог приватизации — госпереворот и олигархия

Последствия ваучерной приватизации оказались катастрофичными и для граждан, и для бизнеса и для государства.

Как отмечает Глазьев, «приватизировались не целостные производственно-технологические комплексы, способные к самостоятельному воспроизводству, а приватизировались юридические лица, которые в большинстве своем являлись производственно-хозяйственными единицами и никогда не функционировали в качестве целостных предприятий». Вследствие этого экономика «распалась на нежизнеспособные кусочки, большинство из которых оказались неконкурентоспособными, потеряли связь с партнерами по кооперации и свернули свою деятельность».

То есть приватизация 1992 – 1994 годов обернулась для страны экономической катастрофой, уверен Глазьев. И закончилась она госпереворотом, который зафиксировал криминализацию российского общества.

«Попытка Верховного Совета воспрепятствовать хаотизации российской экономики и ее раздроблению, разграблению и криминализации привела, как вы знаете, к госперевороту, расстрелу Верховного Совета в 1993 году и к формированию криминально-олигархической диктатуры, которую можно назвать «какократией» — властью худших», — оценивает Глазьев.

Дееспособность государственной власти резко снизилась и только в 2000 – х государство восстановило структуру управления.

Отдайте мне мои две «Волги»

А подавляющее большинство граждан и вовсе ничего не получило от приватизации. Сергей Календжян, доктор экономических наук, сокурсник по МГУ Андрея Нечаева и Егора Гайдара вспоминал, что часть денег потратил на покупку акций «Газпрома», «Регионнефтегаза» и на акции магазина «Березка», торговавшего за валюту импортными товарами, не доступными за рубли.

«Мне казалось, что это выгодное вложение, но «Березка» обанкротилась вместе с моей мини-долей. Еще меня окучивали фонды, предлагавшие продать акции. Я в итоге так и сделал спустя несколько лет. Выручил какую-то смешную сумму. Сколько именно, не могу даже вспомнить. В общем, вся эта приватизация прошла мимо меня фактически. Как и большинства граждан», — резюмирует Календжян.

Страну облетела анекдотическая история о том, как житель села Энергетик Владимирской области Владимир Кувшинов пытался отсудить у Чубайса обещанные две «Волги», на то время это был самый дорогой отечественный автомобиль.

Кувшинов отправил Чубайсу письмо, в котором просил совета, куда вложить ваучер, чтобы получить две «Волги». Чубайс посоветовал прикупить акции «Научного института лёгких сплавов». Не получил ни акций, ни «Волги».

Обратился в суд, но тут истек срок для подачи иска.

Многие россияне вообще не представляли, что с этим ваучером делать. Цена ваучеров падала с каждым месяцем и дошла до 3-4 тысяч рублей к середине 1993 года. Многие россияне просто продали или поменяли свои ваучеры на несколько пачек страшно дефицитного тогда стирального порошка или пару бутылок водки.

Экс-министр экономики (с 1994 по 1997 годы) Евгений Ясин вспоминал, что обещание Чубайсом двух «Волг» было «чисто пропагандистской задачей». Ясин убежден, что «приватизация справедливой не бывает» в принципе.

Критикам своей модели приватизации Чубайс отвечает так: в 90-е нужно выбирать между честной и нечестной приватизацией было невозможно. Выбор если и был, то «между бандитским коммунизмом и бандитским капитализмом».

В стране действительно появилась частная собственность. А это гарантировало невозврат к коммунизму. Но какой ценой? Соцопросы показывают, что россияне, спустя даже 27 лет после начала приватизации в России, не в восторге от капитализма по Чубайсу.

Россияне убеждены, что рыночные реформы приводят к ухудшению качества жизни, ругают либералов и мечтают о «сильной руке».

Научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг заявил в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru», что приватизация, проведенная с наскоку и любой ценой, нанесла психологическую травму российскому народу.

Невозможно заставить людей полюбить реформы, если они ухудшают твое материальное положение, считает эксперт.

«Идея приватизации была скомпрометирована теми людьми, которые назвали себя либералами, таковыми не являясь. Они если и были либералами, то вульгарно-инфантильными, и уж точно корыстолюбивыми и властолюбивыми. Проповедовали, как говорят немцы, пить воду, а сами пили вино», — отмечает Гринберг.

По его словам, народ в 90-х «поверил в рынок, как в коммунизм, а теперь питает отвращение к либеральным реформам, стремление к свободному выбору дискредитировано, потому что обманули». «Народу говорили, потерпите до осени, а потом заживете, как в Люксембурге, а в итоге все богатства оказались у олигархов», — заключает Гринберг.

Источник: https://www.gazeta.ru/business/2019/08/14/12578695.shtml

Когда началась приватизация жилья в России? С какого года?

С какого года приватизация началась

Собственное жилье часто единственное крупное имущество во владении российских граждан. Это актив, который можно передать по наследству, продать, подарить. Вопрос о том, до какого года продлена приватизация квартир, сегодня не стоит.

В феврале 2017 года вступил в силу закон о бессрочном переоформлении государственной жилплощади в частную собственность. Приватизировать жилье в РФ граждане страны могут свободно, бесплатно, в любое время.

Единственное условие – сделать это можно лишь единожды.

Причины продления сроков приватизации

Одной из причин перманентного продления сроков стала инертность населения. Когда началась приватизация в России, правительство полагало, что граждане очень быстро оформят полагающиеся метры в собственность. На деле и сегодня, спустя 27 лет, оформлено только около 80% жилья. В масштабах страны, оставшиеся 20%, составляют значимую цифру для бюджета.

Почему люди не спешат заключать столь выгодную сделку? Здесь роль играют семейные отношения, жизненная ситуация, социальное положение ответственного квартиросъемщика. Заниматься оформлением документов требуется лично. Не все граждане готовы и хотят этим заниматься.

В 2014 году, с присоединением Крыма и Севастополя, правительство продлило сроки для того, чтобы законным правом могли воспользоваться жители и этих территорий. Граждане России имеют равные права, а право на жилье остается одним из основных.

Последние изменения были внесены в феврале 2020 года. Законодатели отменили сроки бесплатной приватизации окончательно.

Для кого останется бесплатной?

Как планирует госдума, бесплатная приватизация жилья будет отменена не для всех. Для отдельных категорий социально незащищённых граждан процедура останется бесплатной.

Право на бесплатную приватизацию жилья, будут иметь следующие лица:

  1. Сироты и оставшиеся без попечения дети.
  2. Лица, участвовавшие в приватизации до совершеннолетия. По достижении ими 18 лет и получив социальное жильё лично, они смогут оформить его в собственность.
  3. Военнослужащие и граждане, получившие жильё по социальным программам.

Однако, список лиц, которым будет разрешено оформлять жильё в собственность бессрочно, пока не утверждён на законодательном уровне.

Выгоды приватизации жилья

Частная собственность позволяет человеку чувствовать себя свободным.

Иметь квартиру в своем распоряжении выгодно по следующим соображениям:

  • Приватизированное жилье составляет значительный для россиянина капитал. Если в государственной квартире могли жить только люди, состоящие в родстве с квартиросъемщиком, то в свое жилье можно зарегистрировать любого человека. Особенное значение такая возможность приобретает в эпоху распространения гражданских браков.
  • Частную собственность можно продать, подарить, оставить в наследство.
  • Свободное распоряжение жильем дает гражданам большую мобильность в поиске работы, при смене места жительства.
  • Вложение средств в недвижимость является выгодной инвестицией.
  • Люди охотнее вкладывают средства в ремонт собственного жилья – это повышает качество жизни семьи. Вкладывать деньги в государственный фонд жильцу нет смысла.

Закон разрешает сдавать частную собственность в аренду. В крупных городах России это стало хорошей статьей дополнительного дохода граждан.

Негативные моменты приватизации жилья в России

Статья будет однобокой, если не рассмотреть и негативные стороны приватизации в России для новоявленных собственников. Отдавая жилищный фонд, государство передает не только материальные активы, но и сопутствующую ответственность за его содержание.

Риски и обременения, которые достаются жильцам с новой собственностью:

  • Необходимость уплаты фискальных сборов. Если до недавнего времени сумма налога на жилье не была значимой для семьи, то с введением прогрессивной шкалы она заметно увеличилась. Налогообложение в зависимости от рыночной стоимости сильнее всего отразилось на малоимущих жителях больших городов.
  • Повышение платы за ЖКХ. Переоформление документов, при прочих равных, влечет необходимость содержания за свой счет общедомовых коммуникаций, обслуживание здания.
  • новой собственности, при изношенных еще в советский период внутриквартирных коммуникациях, по умолчанию переходит от государства к счастливым владельцам.
  • Ветхий и аварийный фонд, который подвергся приватизации, расселяется по новым, невыгодным для жильцов, нормам. При расселении муниципального жилья все прописанные получают квадратные метры согласно санитарным нормам. На сегодня это 18 кв. м на одного жильца. Владельцы приватизированной квартиры могут рассчитывать на аналогичную по площади, вне зависимости от числа и пола прописанных.
  • Ответственность перед соседями за любой форс-мажор в своем доме несут собственники. Пока квартира государственная, прорванная труба – ответственность муниципальных властей. Как только документы на приватизацию квартиры оформлены, платить соседям за испорченный ремонт обязаны хозяева.

Это важно знать: Собственник нежилого помещения несет бремя содержания

Государство предусмотрело возможность вернуть приватизированное жилье обратно. Это можно сделать, если после оформления документов не изменился собственник и в квартиру не были прописаны дополнительные жильцы. Однако таким правом граждане пользуются редко.

В каком году началась приватизация квартир

Если отставить в сторону крупные предприятия, то россиян более всего интересует приватизация жилищного фонда. Во времена СССР большая часть граждан имела возможность «получить» квартиру за несколько лет труда на предприятиях.

Порой для этого приходилось ехать в самые некомфортные условия Севера. Квартиры выделялись на основании социального найма. Право же собственности сохранялось за государством или муниципалитетом.

За редким исключением такая ситуация сохранялась до 90 х годов, когда началась приватизация квартир в России.

Как выглядит процедура в 2019 году

Тем не менее принятые ранее нормы все еще имеют силу. В соответствии с ними нельзя приватизировать жилье со следующими характеристиками:

Источник: https://RosComLand.ru/kvartira/dlya-kogo-prodlili-privatizaciyu.html

Приватизация в России 90-х

С какого года приватизация началась

В конце 80-х — начале 90-х годов в Советском Союзе развернулась острая дискуссия о темпах, формах и методах реформы имущественных отношений. Наиболее радикальный вариант реформы собственности отстаивала группа экономистов во главе с Е.Гайдаром.

Их идеи легли в основу «Программы экономических реформ» (1991). Другая группа экономистов, выступившая в поддержку реформ, была представлена Г.Явлинским, Н.Петраковым, А.Мельниковым.

В программе «500 дней», разработанной командой Шаталина-Явлинского, в первые 100 дней предполагалось провести двухэтапное разгосударствление экономики: крупные предприятия преобразовать в акционерные общества (с последующей распродажей акций среди трудовых коллективов и населения), а небольшие предприятия торговли, общественного питания и сферы услуг приватизировать.

Либералам противостояли сторонники мягкого, поэтапного реформирования государственной собственности. Предложенные ими проекты разгосударствления (в советское время чаще всего использовался этот термин) предусматривали постепенное ограничение роли государства в экономике.

Сторонники мягкого реформирования советской экономики отстаивали идею «особого российского пути» в экономической модернизации.

Ему соответствовала модель «смешанной экономики», в рамках которой частная собственность ограничивалась сферой услуг, высокотехнологичными отраслями и отраслями промышленности, производящими товары народного потребления.

В ноябре 1991 г. Б.Ельцин сформировал правительство, в состав которого вошли сторонники радикальных рыночных реформ во главе с Е.Гайдаром. Этому правительству и предстояло начать реформу отношений собственности. Государственная программа приватизации на 1992 г. была утверждена 11 июня. В программе был сформулирован конкретный механизм приватизации.

Государственная программа приватизации предусматривала проведение приватизации государственной собственности в два этапа. Первый, чековый этап, должен был начаться в июне 1992 г. и завершиться к 1 июля 1994 г. В 1992 г.

предусматривалось провести так называемую «малую» приватизацию предприятий торговли, питания и бытового обслуживания; мелких (с численностью до 200 работников) предприятий пищевой и легкой промышленности. Мелкие предприятия с числом занятых до 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов менее 1 млн.

руб. подлежали продаже на аукционах (конкурсах). Предприятия с числом занятых более 1000 человек и балансовой стоимостью основных фондов более 50 млн. руб. приватизировались путем преобразования в открытые акционерные общества. С июля 1994 г.

планировалось перейти ко второму — денежному — этапу приватизации, в ходе которого безвозмездная передача государственного имущества прекращалась.

Основная цель первого этапа приватизации в том виде, в котором ее сформулировали реформаторы, состояла в создании новой экономической и социальной структуры общества. Однако среди заявленных целей не фигурировала самая главная — политическая. По мысли авторов программы, приватизация была призвана придать реформам необратимый характер.

Вот как значительно позже писал об этом А.Чубайс: «Основная проблема состояла в том, чтобы реализовать все, что способствовало бы отрыву страны от коммунизма; все, что помогало уничтожить основы коммунистической идеологии и коммунистического режима в стране.

Принятый вариант приватизации быстро решал задачу отделения предприятий от государства.»

Немаловажную роль играли и внешнеполитические обстоятельства. Российские реформы проводились под пристальным вниманием Запада. Реформаторы, как отмечает французский экономист, главный редактор «Courrier des pays de I'Est» М.А.Кронье, стремились доказать международным организациям и прежде всего МВФ свою приверженность реформам и готовность идти по этому пути до конца.

На первом этапе приватизации был достигнут широкий внутриэлитный компромисс, а сопротивление влиятельных групп интересов и трудовых коллективов в целом было преодолено.

Но, тем не менее, правительственная команда опасалась роста социальной напряженности в стране. Чтобы «нейтрализовать» возможный всплеск социального недовольства, был предложен механизм, уже задействованный ранее в Чехословакии и Болгарии.

Было решено выдать всем гражданам России приватизационные чеки (ваучеры).

Система чеков была введена Указом Президента в августе 1992 г. Чеки выдавались с октября 1992 по февраль 1993 г., за этот период 144 млн. российских граждан получили ваучеры.

Каждый владелец ваучера имел право использовать свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятия; участвовать в чековом аукционе; купить акции чекового инвестиционного фонда либо продать свой чек. Одновременно в стране возникли чековые инвестиционные фонды (ЧИФ), за короткий период в РФ было создано 400 ЧИФов.

На практике ваучерная приватизация обернулась чисто популистской мерой, а ЧИФы превратились в разновидность финансовых пирамид, выкачивающих средства у населения.

В период с 1992 по 1994 г. в России было приватизировано 111,6 тыс. предприятий, на которых работало свыше 2/3 промышленных рабочих. «Пик» приватизации пришелся на 1992 г., в течение которого было приватизировано 46,8 тыс. предприятий. Большинство из них составляли объекты «малой» приватизации. К середине 1994 г.

свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта были переданы в частные руки.

В отраслях материальной сферы реформы собственности развивались медленнее — в первую очередь приватизировались мелкие и средние предприятия потребительского сектора (производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленность).

К созданию массового слоя собственников она не привела: в 1992-1994 гг. собственность в основном сосредоточилась в руках акционеров — инсайдеров, представленных менеджерами и работниками предприятий. В конце 1994 г. 60% приватизированной собственности принадлежало этой группе собственников.

Не были достигнуты и другие цели приватизации — собственность не перешла в руки настоящих собственников, не были обеспечены реструктуризация производства, повышение его эффективности и привлечение в производство иностранных инвестиций.

Решение этих задач было перенесено на следующий — денежный — этап приватизации.

В июле 1994 г. срок ваучерной приватизации истек. Основным юридическим документом, регулирующим переход к следующему — денежному — этапу, стал Указ Президента РФ от 22 июля 1994 г.

На этом этапе менялся вектор приватизации — от бесплатной и быстрой раздачи собственности предстояло перейти к ее реальной продаже в ходе относительно «медленной» приватизации.

В интересах привлечения стратегических инвесторов предполагалось выставлять на денежные аукционы и инвестиционные конкурсы крупные пакеты акций — не менее 15-25% уставного капитала предприятия.

Денежный этап приватизации должен был обеспечить выполнение трех стратегических задач: сформировать инвестора, владеющего значительными пакетами акций; обеспечить приватизируемые предприятия средствами, необходимыми для проведения структурной перестройки, и способствовать наполнению доходной части бюджета.

На денежном этапе приватизации замедлились темпы проведения реформы собственности. В 1995 г. было приватизировано 10152 предприятия, по сравнению с 1994 г. количественные показатели приватизации сократились вдвое.

Но одновременно с этим, как отмечают аналитики, изменился и профиль предприятий, прошедших акционирование, — это были в основном средние и крупные предприятия базовых отраслей, составляющих производственный потенциал страны.

На этом этапе обострились противоречия между новыми собственниками и менеджментом предприятий. По данным ВЦИОМ, 74% новых инвесторов отказывались инвестировать средства в собственность, пока у руководства предприятием оставался старый менеджмент.

Серьезной проблемой в ходе проведения денежной приватизации стало отсутствие денежных средств, которые могли быть направлены на покупку предприятий. Свою роль сыграл и фактор политической нестабильности. В 1995-1996 гг.

должны были состояться выборы в государственную думу и выборы Президента РФ, и пока их результаты не были определены, потенциальные инвесторы не были готовы вкладывать средства в производство.

К концу 1995 г. процесс приватизации в стране приостановился. Приближались выборы, — вспоминал один из руководителей Госкомимущества, — и инвесторы «были смертельно запуганы возможностью коммунистического реванша» — рассчитывать на них не приходилось.

Вместе с тем бюджетное задание приватизации на 1995 г. было зафиксировано на уровне 8 трлн. руб., и его надо было выполнять. Когда составлялся бюджет на 1995 г., Госкомимущества предполагал, что удастся выставить на продажу пакеты акций нефтяных компаний.

Но когда бюджет уже был принят, Государственная дума запретила продавать предприятия ТЭК.

Идею залоговых аукционов предложил глава ОНЭКСИМ-банка В.Потанин. Схема была следующая: государство передавало банкам на конкурсной основе во временное управление контрольные пакеты акций нефтяных компаний.

В обмен на акции правительство получало кредит от банков, средства которого шли на погашение бюджетных расходов. По окончании срока правительство либо возвращало кредит, либо акции переходили в собственность банков. Поскольку в бюджете 1996 г.

средства на погашение задолженности предусмотрены не были, всем участникам сделки с самого начала было ясно, что через год-два залогодержатели превратятся в собственников.

В конце августа 1995 г. президент подписал указ о залоговых аукционах. В декабре 1995 г. были проведены аукционы по продаже акций 12 предприятий. Фактическая сумма дохода федерального бюджета при продаже акций составила 5,1 трлн. руб.

В экономической литературе доминирует негативное отношение к залоговым аукционам. Позиции авторов сводятся к следующим мнениям. Во-первых, залоговые сделки носили внеэкономический характер, и дать им реальную экономическую оценку невозможно. В ходе них государственная собственность продавалась по крайне заниженной цене, без предпродажной подготовки предприятий.

Во-вторых, сохранялось неопределенным «инвестиционное будущее» передаваемых в залог предприятий. В-третьих, эффективность залоговых сделок с точки зрения реальных инвестиций в производство была минимальной. В-четвертых, конкурсы проводились при отсутствии подлинной конкуренции и наличии заведомо определенных победителей.

В-пятых, «рядовые» инвесторы от участия в залоговых аукционах были отстранены.

В результате залоговых аукционов пакеты акций ведущих российских предприятий (РАО «Норильский никель», Сиданко, ЮКОС) достались двум банкам — Менатепу и ОНЭКСИМ-банку.

Судьба этих приватизационных сделок решалась не на экономическом, а на политическом уровне. Залоговые аукционы состоялись в декабре 1995 г.

В истории российской приватизации это была последняя массовая продажа крупных производственных объектов.

Реформа собственности в России осуществлялась рекордно высокими темпами и в сжатые сроки. Такой скорости преобразований государственного сектора не знала ни одна страна с переходной экономикой.

В ходе реформы собственности приоритетными были политические задачи, а не цели экономической эффективности.

При этом либеральные экономисты подчеркивают, что основной задачей правительства реформаторов был «разрыв» с командно-административной системой и формирование основ новой рыночной экономики.

Реформа собственности в России проводилась при отсутствии широкой социальной базы. Бесплатную раздачу государственной собственности реформаторы мотивировали отсутствием у населения финансовых средств, необходимых для приобретения объектов собственности. Основная масса населения, в самом начале реформ потерявшая свои сбережения, принять участие в приватизации не смогла.

Формы и методы, которыми проводилась приватизация, способствовали криминализации российской экономики и росту в стране коррупции. Преступные группировки приняли активное участие в приватизации.

На первых этапах разгосударствления около 35% капитала и 80% «голосующих» акций перешли в руки криминального мира.

За годы реформ доля экономических преступлений в общем составе совершенных в РФ преступлений неизменно возрастала.

Из сборника “Приватизация в России и других странах СНГ”, под ред. академика В.А. Виноградова.

3 декабря компания опубликовала видеролик, посвященный уходу в отставку Анатолия Чубайса. ряд, в который вошли отрывки встреч, презентаций и выступлений Чубайса, сопровождается под песню Александра Зацепина «Есть только миг».

Российские пользователи остались недовольны видеороликом и его пафосом по отношению к уходящему главе «Роснано».

Источник: https://pikabu.ru/story/privatizatsiya_v_rossii_90kh_6124856

Приватизация жилья в России. Досье

С какого года приватизация началась

ТАСС-ДОСЬЕ. 8 февраля Госдума приняла поправку о бессрочном продлении бесплатной всеобщей приватизации жилых помещений.

Ранее законодательство предусматривало, что бесплатная приватизация завершится 1 марта 2017 г.

Предыстория

До перестройки законодательство СССР не допускало полноценной частной собственности на жилье. Даже индивидуальные жилые дома находились в государственной или личной собственности, которую нельзя было открыто продавать или покупать. Похожий статус был у жилищных и жилищно-строительных кооперативов, которые разрешено стало создавать в 1958 г. для получения жилья в многоквартирных домах.

2 декабря 1988 г. Совет министров СССР принял постановление “О продаже гражданам в собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда”.

Согласно документу, получение гражданами квартир в личную собственность должно было “способствовать бережному отношению к жилью и повышению его долговечности, а также закреплению кадров”.

Соответствующие законы были приняты и на уровне РСФСР в 1989 г.

В 1990 г. советским и российским законодательством была разрешена частная собственность, процесс приватизации жилья был запущен в странах Прибалтики и Казахской ССР. Однако в РСФСР к тому времени было приватизировано всего 0,09% жилого фонда, поскольку для этого требовалось выкупить квартиру у государства.

Закон о приватизации

4 июля 1991 г. председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин подписал закон “О приватизации жилищного фонда в РСФСР”, который предусматривал “бесплатную передачу или продажу в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде”.

С 23 декабря 1992 г. закон носит название “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” и действует до сих пор с изменениями.

Согласно документу, жилье может перейти в частную собственность при согласии проживающих в квартире или в доме, при условии своевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг и ряда других условий.

В частности, не подлежат приватизации квартиры в аварийных домах и служебные помещения (общежития, жилье в закрытых военных городках).

Приватизация является добровольной. При желании проживающие могут не переводить свое жилье в частную собственность. В этом случае они заключают с собственником (в частности, с муниципалитетом) бессрочный договор социального найма.

В его рамках они не имеют права в полной мере распоряжаться жилым помещением, например, продавать или сдавать в аренду, а также обязаны оплачивать установленную арендную ставку.

Но при этом они освобождаются от налога на недвижимость и платы за капитальный ремонт, что является обязанностью собственников приватизированного жилья.

Действующим законодательством также допускается деприватизация – отказ от ранее осуществленной приватизации и переход на договор социального найма.

Сроки

Закон от 4 июля 1991 г. не вводил каких-либо сроков окончания бесплатной приватизации жилья, однако Жилищный кодекс (ЖК) РФ, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным 29 декабря 2004 г. процедуры бесплатной приватизации не предусматривал.

С 1 марта 2005 г., после вступления в силу Жилищного кодекса РФ, почти все действовавшие ранее регулирующие акты в области ЖКХ были отменены, однако для закона о приватизации было сделано исключение.

Первоначального его планировалось отменить 1 января 2007 г., однако затем эти сроки переносились пять раз. 29 февраля 2016 г. Путин отложил окончание сроков бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2017 г.

27 января 2017 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект, которым было предусмотрено, что после 1 марта бесплатно приватизировать жилье могли только дети-сироты, граждане, проживающие в аварийном жилье, и жители Крыма и Севастополя. 7 февраля премьер-министр Дмитрий Медведев предложил сделать приватизацию жилья бесплатной и бессрочной для всех граждан.

Статистика

По данным Росстата, к 2000 г. в частную собственность перешло 47% от общего числа подлежащего приватизации жилья, к 2010 г. – 75%. Согласно последним публиковавшимся данным Росстата, на 1 января 2015 г.

всего в России приватизировано 30 млн 158 тыс. жилых помещений общей площадью 1 млрд 489 млн кв. м, то есть 79% от подлежащих приватизации. В январе 2016 г.

глава Министерства строительства и ЖКХ Михаил Мень сообщил, что процент приватизированного жилья по России составляет около 80%.

Процент приватизированных квартир между регионами разнится. Например, в Чувашии он составляет 83,3%, в Хабаровском крае – 76,5%. В Москве, по данным департамента городского имущества на апрель 2016 г., приватизировано 2,8 млн квартир (более 85%). Всего в 2016 г., по данным столичного управления Росреестра, было зарегистрировано 75 тыс. 758 прав на жилые помещения.

Источник: https://tass.ru/info/3426534

Как нам создавали хозяев. К годовщине начала приватизации

С какого года приватизация началась

11 июня 1992 года Верховный Совет РФ утвердил государственную программу приватизации.

В этом году правительство намерено вернуться к практике продажи государственных активов как средства для пополнения бюджета. Сегодня, когда мы справляем 24-ю годовщину первой редакции правил распродажи государственной собственности, стоит поговорить о том, как тонка грань между понятиями «торговать госсобственностью» и «торговать государством».

Предпродажная подготовка

Прологом к переходу государственной собственности в частные руки стало образование Госкомимущества РСФСР в июле 1990 года, а также принятие в конце 1990 года закона «О собственности в РСФСР». Он не только разрешил частную собственность, но и определил само понятие «приватизация», которую теперь оставалось только провести.

Кроме того, эти события были своего рода ответом на провозглашение экономического суверенитета в союзных республиках – соответствующие решения республиканских Верховных Советов принимались на протяжении 1990 года. «Своего рода» – потому что на самом деле в СССР подобные решения даже во фрондирующей Прибалтике никогда бы не были приняты без предварительного ободряющего кивка Москвы.

Сегодня об этом важном предварительном этапе забывают, однако именно решения 1990 года уничтожили само понятие «общесоюзная собственность». К 1991 году она превратилась в собственность союзных республик, а распад СССР стал неизбежен.

В июле 1991 года для процесса приватизации был принят отдельный закон. И, несмотря на то, что программу приватизации утвердили только в июне 1992-го, первые продажи стартовали раньше: скажем, первый аукцион провели уже в апреле 1992 года. Впрочем, это была лишь тренировка.

Первый этап приватизации так и назывался – малая приватизация, в ходе которой с молотка пошли мелкие объекты преимущественно сферы услуг: торговли, общественного питания.

Кроме того, программа установила первичные правила игры: какие предприятия могут быть приватизированы, какие приватизируются в обязательном порядке, условия приватизации, льготы трудовым коллективам и тому подобное.

Ускоренное построение капитализма

Глава Госкомимущества (1991-1994) РФ Анатолий Чубайс, в чьём ведении и находился процесс превращения социалистического государства в капиталистическое, описал события начала 1990-х так: «Целью приватизации является построение капитализма в России, причём в несколько ударных лет, выполнив ту норму выработки, на которую у остального мира ушли столетия».

Непременным условием построения капитализма, как известно, является стадия первоначального накопления капитала. Она, в свою очередь, состоит из экспроприации средств производства насилием или обманом и их концентрации для создания капиталистических предприятий.

Создавать предприятия не было нужды – они были созданы в ходе индустриализации 1930-х годов и восстановления народного хозяйства 1940-1950-х. Поэтому характеристика приватизации как одного из самых масштабных ограблений в истории – это не преувеличение и не клевета.

Сам архитектор приватизации вслед за Адамом Смитом и Карлом Марксом называет её так, пускай и другими словами.

Конкретно это было реализовано в ходе ваучерной приватизации. Её механизм сводился к оценке государственной собственности, выпуске и распределению между гражданами России эквивалента этой стоимости, разделённого на число граждан – приватизационного чека.

Который мог быть обменян на акции одного из приватизируемых предприятий. Но чаще граждане просто продавали чек одному из инвестфондов в среднем за 15 долларов. Примерно как английские крестьяне продавали свои наделы в ходе огораживания, позволяя возникнуть крупным овцеводческим фермам и ткацким фабрикам.

На этой стадии продавались уже более крупные и привлекательные активы (заводы).

Когда же необходимая видимость приличия произошедшего была соблюдена, началась приватизация взрослая: продажа наиболее привлекательных активов.

Длится она с залоговых аукционов (механизм продажи через невозврат правительством кредита, взятого под залог пакета акций какой-либо компании) до сегодняшнего дня. Сегодня, разумеется, невозможна ситуация, когда половина компании «Сибнефть» была бы продана за несколько процентов своей реальной стоимости.

Однако дело ведь совсем не только в цене.

Оценка запасов нефти, угля, руд, добываемых этими компаниями, кратно превышает продажную стоимость, а характер производства гарантирует как минимум безубыточность: потребность в сырье сохранится до тех пор, пока существует глобальная экономика в её сегодняшнем виде. Таким образом, продажа крупных сырьевых компаний, а также естественных монополистов – это лишь передача права взимания ренты за выплату разового бонуса.

Удивительно, но несмотря распродажу государственного имущества, длящуюся почти четверть века, на госсектор приходится от 50 до 70% российской экономики.

Новая распродажа

Сегодня, по словам чиновников, Россия приступает к очередному этапу большой приватизации.

Алексей Улюкаев, министр экономического развития: «В этом году мы возвращаемся к приватизации крупных активов наших, крупнейших и лучших компаний, и сырьевого сектора, таких как “Роснефть” и “Башнефть”, “Алроса”, и банковского сектора, таких как банк ВТБ, и транспортного сектора – это компания “Совкомфлот”».

В качестве причин такого шага называется покрытие дефицита бюджета, вызванного падением стоимости нефти на мировых рынках, а также, в ряде случаев, невозможность кредитоваться из-за санкций.

Хотелось бы верить, что причина действительно в этом, а не в плате за лояльность олигархам, которые по итогам предыдущих этапов и без того стали владельцами активов, на создание которых в других капиталистических странах уходит 2-3 поколения.

Однако главный смысл происходящего описывается совсем не категориями нравственности.

Если копнуть немного глубже, то выяснится: грядущая распродажа активов вовсе не реакция на колебания стоимости нефти на мировых биржах, а запланированное мероприятие. Игорь Шувалов, первый вице-премьер: «Долю госсектора в экономике России к концу нынешнего политического цикла [до 2018 года – И.З.] необходимо сократить… до 25%» (2014).

Оперирование процентами в таком вопросе наводит на мысль, что у государства отсутствует стратегия в отношении своей собственности (в каких ключевых отраслях присутствие государства должно быть сохранено или даже усилено), а фраза «Долю госсектора…

необходимо сократить» описывает лишь точку зрения крупного бизнеса на долю ренты, которую не жалко оставить государству на прокорм.

***

В начале этого материала мы неслучайно обратили внимание на ключевой момент приватизации: распил общесоюзной собственности и экономический сепаратизм предваряли политическое решение о ликвидации союзного государства. То, что его больше нет, не означает, что этот закон перестал работать.

Грань, после которой приватизация активов перерастает в приватизацию государства, его органов и функций, не просто трудноуловима, её в принципе не существует.

Хотя и можно сказать, что малая приватизация отдаёт бизнесу малую толику влияния, а залоговые аукционы – позволяют полностью контролировать политический процесс.

Заканчивается это всегда одинаково – осознанием, что государству и 10% хватит, а президента пора сменить на более послушного. После чего распродажа остатков собственности перестаёт описываться не только интересами государства, но и процентами: собственность при капитализме – привилегия сильного.

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/kak-nam-sozdavali-khoziaiev-k-24-lietiiu-nachala-privatizatsii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.