С отрывом от производства

С отрывом от производства

Повышение квалификации: как оплачивать время обучения

С отрывом от производства

Такой вариант обучения распространен на предприятиях, где сотрудники в своей деятельности пользуются специальными инструментами и оборудованием. Если человек проходит обучение без отрыва от производства, он получает:

  1. Заработную плату пропорционально отработанному времени или за объем выполненной работы.
  2. Стипендию, предусмотренную ученическим договором, размер которой не может быть ниже МРОТ. При этом Трудовой кодекс РФ не предусматривает уменьшения стипендии, даже если обучение длится всего неделю.
  3. Плату за изделия, выпущенные на практических занятиях в рамках обучения.

Работодатели не всегда заключают ученический договор с сотрудником, потому что не могут разобраться в порядке начисления стипендии и налогов с нее.

Кроме того, документ обязывает предоставить работнику при успешном окончании учебы должность по полученной квалификации с изменением трудового договора.

Однако не стоит бояться: грамотно составленный договор обезопасит вас от трудовых споров и гарантирует, что деньги не будут потрачены впустую.

Оформите ученический договор, приказы и соглашения в программе Контур.Персонал.

Узнать больше

Учеба с отрывом от производства

Этот формат применяется, когда работодатель направляет сотрудника учиться в центр повышения квалификации или иное учебное заведение. За работником сохраняется рабочее место и выплачивается средняя заработная плата (ст. 187 ТК РФ).

Сотрудник посещает лекции и практические занятия и не обязан выходить на работу, даже если его трудовая смена не совпадает со временем учебы. Суммарная продолжительность работы и учебы не должна превышать нормы рабочего времени, которые определены в ст. 91 ТК РФ, коллективном и трудовом договоре.

Если для обучения сотруднику нужно уехать в другой город, следует оформить стандартную командировку и выплатить командировочные (ст. 187 ТК РФ). Также работник имеет право на средний заработок за весь период обучения.

Учеба с частичным отрывом от производства

Сама возможность совмещать обучение и работу указана в ст. 203 ТК РФ. За фактически отработанное время сотрудник получает зарплату, а за время обучения — средний заработок.

Если для сотрудника в организации введен суммированный учет рабочего времени, расчет оплаты не вызовет сложностей.

Если нет, вы можете сами определить, как рассчитать средний заработок, поскольку нормативными актами вопрос не урегулирован.

Второй вариант оплаты — заключить ученический договор и выплачивать стипендию.

Как быть, если рабоче-учебный день превышает норматив? Если после рабочего дня сотрудник едет на лекции? Снова вспоминаем ст. 91 ТК РФ о норме рабочего времени — продолжительность учебы и работы не должна ее превышать.

В такой ситуации тоже нет единого решения. С одной стороны, можно руководствоваться ст. 99 ТК РФ, которая обязывает организацию оплачивать сверхурочную занятость.

Если приравнять учебу по направлению работодателя к трудовой деятельности, расчет следует вести по ст.

 152 ТК РФ: за первые два часа сверхурочной занятости не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном.

С другой стороны, ст. 99, 152 и 153 ТК РФ регламентируют повышенную оплату занятости в выходные, праздничные дни или сверх установленной нормы — за выполнение трудовых функций. Законодательной нормы об оплате часов учебы, выходящих за рамки рабочего дня, нет.

Какое бы решение вы ни приняли, рекомендуем заключить с сотрудником либо ученический договор (ст. 198 ТК РФ), либо письменное соглашение (ст. 197 ТК РФ), где и обозначить все обстоятельства предстоящего обучения: формат, даты, оплату и пр.

Учеба в выходной день

Выходные дни — это время отдыха (ст. 107 ТК РФ), когда человек свободен от исполнения трудовых обязанностей. Вы можете направить сотрудника на обучение в выходной только с его письменного согласия.

Раз решение о профподготовке обусловлено производственной необходимостью (ст. 196 ТК РФ), нужно ли оплачивать сотруднику учебные дни, если они приходятся на выходные? Законодательно этот вопрос также не урегулирован, и у экспертов по трудовому праву нет единого мнения.

Специалисты Роструда на вопросы кадровиков на портале Онлайнинспекция.рф ответили, что учеба в выходной день — это вынужденный отказ от времени отдыха, гарантированного Трудовым кодексом.

Работодатель должен руководствоваться ст.

 153 ТК РФ: оплатить этот день как выходной — в повышенном размере по фактически отработанным часам — или предоставить день отдыха в другое время на усмотрение работника.

На том же портале Онлайнинспекция.рф озвучена и противоположная точка зрения: оплачивать учебу в выходные по повышенным ставкам ошибочно, ведь в эти дни сотрудник по факту не выполняет свои трудовые функции (ч. 1 ст. 91 ТК РФ), значит, ситуация не подпадает под действие ст.

 153 ТК РФ «Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни». Ведомство рекомендует вести расчет оплаты за учебу в выходные так же, как за учебу с отрывом от производства, то есть начислять средний заработок. При этом вести расчет следует не за текущий период по ст.

 153 ТК РФ, а за предыдущий по ст. 139 ТК РФ.

Как быть? Совет тот же, что и в предыдущем случае: заключить с сотрудником ученический договор или письменное соглашение, где урегулировать все условия обучения. Это позволит избежать трудовых споров.

Источник: https://kontur.ru/articles/5466

Управление человеческими ресурсами

С отрывом от производства
sh: 1: –format=html: not found

Обучение персонала – это целенаправленный, организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов и руководителей.

Важность непрерывного образования подтверждают следующие основные факторы:

  • внедрение новой техники, технологии, производство современных товаров, рост коммуникационных возможностей создают условия для ликвидации или изменения некоторых видов работ. В связи с этим необходимая квалификация не может быть гарантирована базовым образованием;
  • мир превращается в рынок без границ с высоким уровнем конкуренции между странами. Страны, имеющие современную систему инженерного труда и программы непрерывного образования, лидируют в условиях этой конкуренции. Они имеют возможность в кратчайшие сроки ответить на любой “вызов” повышением производительности инженерного труда;
  • изменения во всех областях жизни — главный элемент современности. Непрерывные и быстрые изменения в технологии и информатике требуют непрерывного обучения персонала;
  • для фирмы более эффективно и экономично повышение отдачи от уже работающих сотрудников на основе их непрерывного обучения, чем привлечение новых работников.

Цели обучения с точек зрения работодателя и самого специалиста существенно отличаются.

Точка зрения работодателя. Немецкие специалисты В. Бартц и X. Шайбл считают, что с позиции работодателя целями непрерывного обучения являются:

  • организация и формирование персонала управления;
  • овладение умением определять, понимать и решать проблемы;
  • воспроизводство персонала;
  • интеграция персонала;
  • гибкое формирование персонала;
  • адаптация;
  • внедрение нововведений.

Точка зрения наемного работника. Бартц и Шайбл определяют следующие цели непрерывного образования:

  • поддержание на соответствующем уровне и повышение профессиональной квалификации;
  • приобретение профессиональных знаний вне сферы профессиональной деятельности;
  • приобретение профессиональных знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы;
  • развитие способностей в области планирования и организации производства.

Мотивацией непрерывного обучения в американских компаниях является связь между результатами производственной деятельности каждого работника и предоставлением ему возможности для обучения: ценность сотрудника фирмы определяет количество средств, выделяемых для повышения его квалификации.

Планирование обучения – составная часть общего планирования трудовых ресурсов наряду с расчетом потребности в персонале, составлением планов набора, планированием карьеры.    

Различаются три вида обучения: подготовка, повышение квалификации и перепод­готовка персонала.     

 Подготовка персонала – планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров дня всех областей деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и спосо­бов общения.     

Повышение квалификации персонала – усовер­шенствование знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.     

Переподготовка персонала – освоение новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями и результатам труда.

Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения  персонала.    

1. Концепция специализированного обучения, ориентированного на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеющего отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но с точки зрения работника способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.    

2. Концепция многопрофильного обучения является эффективной с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную и непроизводственную мобильность работника. Работник имеет возможность выбора и поэтому менее привязан к рабочему месту.    

3. Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных в практической деятельности. Относится к людям склонным к научным ис­следованиям и обладающим талантом руководителя, педагога и т.п.

Предметом обучения являются:    

–                     знания – получение теоретических, методических и практических знаний, необходи­мых для выполнения обязанностей на рабочем месте;    

–                     умения – способность выполнять обязанности на рабочем месте;    

–                     навыки – высокая степень умения применять полученные знания на практике, сознательный самоконтроль;    

–                     способы общения (поведения) – выработка характера поведения, соответствующего требованиям, предъявляе­мым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.

Источник: https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=23052&chapterid=4661

Обучение сотрудника за счёт работодателя согласно ст. 249 ТК РФ

С отрывом от производства

Изменение производства и условий труда требует от сотрудников более высокой квалификации, что стимулирует людей получать новые знания по профессии.

Зачастую работодатели соглашаются обучать специалистов за счёт предприятия с условием, что после завершения учёбы эти люди отработают в организации определённый период. Но иногда работники увольняются раньше установленного срока.

Тогда руководитель имеет право на возмещение затрат согласно ст. 249 ТК РФ.

Общие положения

В Трудовом кодексе РФ закреплено, что только работодатель может решить, будет ли организация оплачивать профессиональное обучение специалиста.

Также нанимателю предоставляется право устанавливать правила и режим учёбы. Обычно повышение квалификации работников является правом руководителя, а не обязанностью, однако существует несколько исключений.

К специалистам, которые обязаны повышать квалификацию, относятся:

  • работники медицинских учреждений;
  • гражданские сотрудники;
  • нотариусы и их помощники;
  • аудиторы.

Когда обучение оплачивает работодатель за счёт организации, то в трудовой договор сотрудника следует включить дополнительное условие, обязывающее его после завершения учебы отработать на предприятии определённый период.

Для того чтобы подобное положение соответствовало закону, в трудовом соглашении, дополнении к нему или отдельном договоре должен присутствовать пункт, закрепляющий согласие работодателя погасить все затраты на учёбу.

Порядок направления специалиста на повышение квалификации состоит из следующих этапов:

  1. Составляется план необходимых занятий.
  2. Выбирается учебное заведение, где человек будет обучаться.
  3. Заключается ученический договор или дополнительное соглашение, отражающее сведения об условиях обучения и последующем периоде отработки. Стороны подписывают документ и получают по экземпляру.
  4. Издаётся приказ о направлении сотрудника на учёбу. Работник подтверждает ознакомление с документом личной подписью.

В установленный срок сотрудник обязан пройти обучение. Если он по каким-то причинам не желает этого делать, то наниматель имеет право потребовать компенсации расходов, понесённых на оплату повышения квалификации.

Договор или соглашение

Чтобы защитить свои интересы при обучении сотрудника за счёт фондов организации, работодатель имеет право заключить с ним ученический договор или соглашение об обучении.

Этот документ составляется и рассматривается отдельно от трёхстороннего договора с учреждением, предоставляющим образовательные услуги. Стороны должны его подписать до официального зачисления работника на обучение.

Кроме того, допускается включение необходимых условий в существующий трудовой договор сотрудника.

Документальное оформление договорённостей работодателя и специалиста гарантирует исполнение сторонами всех взятых на себя обязательств. Также оно позволит руководителю вернуть материальные средства, если сотрудник нарушит условия соглашения. Возврат потраченной суммы возможен:

  1. При заключении ученического договора, если сотрудник после завершения учёбы не выполняет взятые на себя обязательства без уважительных причин, в том числе не работает.
  2. При оформлении соглашения об обучении, когда работник подаёт заявление на увольнение без уважительных причин до истечения срока отработки.

Перед оформлением документов на повышение квалификации нанимателю необходимо определиться, какой вид контракта будет наиболее точно отражать взаимоотношения сторон. Впоследствии, если сотрудник не будет исполнять условия договорённости, то работодатель сможет правильно сформулировать свои претензии к нему.

Нанимателю важно понимать, в каких случаях он обязан обучать специалистов, а в каких нет. От этого зависит, сможет ли он получить компенсацию понесённых затрат.

Если повышение квалификации проводится по инициативе руководителя, то при определённых условиях работодатель имеет право взыскать с сотрудника денежные средства. Подобная ситуация объясняется тем, что наниматель сам принимает решение о направлении работников на переподготовку, если в законодательстве не предусмотрено их периодическое профессиональное обучение.

Если же дополнительная учёба проводится в связи с положениями нормативно-правовых актов, то получить компенсацию потраченных средств невозможно. В этом случае сотрудники должны проходить повышение квалификации только за счёт работодателя, а потому даже при увольнении специалиста сразу после окончания обучения взыскать с него расходы нельзя.

Наниматель может применять для повышения уровня знаний персонала различные методы, не требующие наличия лицензии на ведение образовательных работ.

Например, он вправе ввести на предприятии наставничество, организовывать тренинги.

Но на подобное обучение нельзя оформлять ученический договор, то есть в случае нарушения сотрудником устных договорённостей, касающихся дополнительной учёбы, взыскать с него затраты не получится.

Виды обучения

Классификация обучения сотрудников представлена в ст. 10, 73, 76 Федерального закона № 273-ФЗ. Она включает в себя:

  • подготовку;
  • переподготовку;
  • повышение квалификации.

От вида учёбы зависят суммы компенсационных выплат и предоставляемые специалисту гарантии. Обучение может проходить без отрыва от производственного процесса.

Если это невозможно, то наниматель обязан сохранить за работником среднюю заработную плату и должность. В случаях, когда учебное заведение находится в другом населённом пункте, предприятие оплачивает сотруднику командировочные расходы.

Обучающемуся специалисту предоставляются гарантии, установленные законодательством:

  • оплата ученического отпуска;
  • компенсация расходов на проезд до места учёбы;
  • сохранение средней заработной платы.

Все операции, совершённые в процессе оформления и оплаты обучения, должны подтверждаться первичными документами. Кроме того, следует иметь доказательство получения услуги от образовательного учреждения.

Для этого подойдёт соответствующим образом оформленный акт с полными реквизитами обеих организаций и личными подписями их представителей.

Также подтвердить факт получения услуги могут документы об образовании работников, например, свидетельство или диплом.

Отработка за учёбу

Обучение сотрудника за счёт предприятия является инвестиционным вложением работодателя, так как он планирует получить хорошего специалиста, который будет выполнять должностные обязанности на более высоком уровне.

Но некоторые работники, пройдя курсы повышения квалификации или получив специальное образование, решают уволиться из организации.

В этом случае наниматель теряет не только работника, но и вложенные в его обучение денежные средства.

Обязать специалиста отработать понесённые предприятием расходы на основании распоряжения о направлении его на учёбу нельзя. Кроме того, в соответствии со статьями 196 и 199 ТК РФ работодатель обязан перечислить условия, на которых будет учиться сотрудник, в одном из следующих документов:

  • договоре об обучении;
  • коллективном договоре;
  • дополнительном соглашении.

Чтобы не допустить необоснованной траты материальных средств в документе, закрепляющем обязанности сторон в вопросе учёбы должностного лица, работодатель имеет право установить период отработки за обучение или сумму компенсации при увольнении сотрудника до окончания этого срока. Также в нём должна быть указана следующая информация:

  • специальность или направление учёбы;
  • срок обучения;
  • стоимость услуги учреждения образования;
  • обязанность сотрудника отработать на предприятии определённый период;
  • компенсация расходов нанимателя при увольнении работника по причине, не считающейся уважительной.

Период отработки зависит от договорённости руководителя организации и сотрудника, направляющегося на учёбу, и устанавливается в индивидуальном порядке. Он может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких лет.

Обычно при его определении учитываются такие основания, как:

  • стоимость обучения;
  • актуальность и польза получаемых знаний для производственного процесса;
  • длительность периода учёбы.

Все сроки следует зафиксировать в соглашении, заключаемом между сторонами. Эта мера позволит разрешить трудовой спор о продолжительности времени отработки.

Взыскание средств с работника

Взыскание с работника расходов за полученную им ранее образовательную услугу возможно лишь в том случае, если он расторгает трудовой договор без уважительной причины. Это правило установлено в статьях 207 и 249 ТК РФ.

Но в нормативно-правовых актах не уточняются причины, которые можно считать уважительными, а потому такие нюансы определяет практика судебных органов.

Уважительными причинами для прекращения сотрудничества считаются:

  • сокращение штата или численности работников;
  • сотрудник не может продолжать выполнение должностных обязанностей по состоянию здоровья, о чём свидетельствует медицинское заключение, а наниматель не имеет возможности предложить ему подходящее место работы;
  • призыв специалиста на срочную военную службу.

К неуважительным причинам относятся виновные действия работника (различные нарушения трудовой дисциплины, например, прогулы), а также его собственное желание.

Учёт расходов

Затраты на обучение работника должны приниматься к налоговому учёту согласно нормам ст. 264 Налогового кодекса РФ. Но учёт может быть выполнен, только если расходы соответствуют следующим условиям:

  • образование сотрудников оплачивается в интересах предприятия, то есть затраты являются экономически обоснованными;
  • обучение персонала производится в организации, имеющей все необходимые разрешения и лицензии;
  • у работника с нанимателем заключён трудовой договор.

Для правильного учёта необходимо подтвердить все понесённые затраты. Сделать это можно при наличии таких документов, как:

  • договор, заключённый нанимателем с учебным заведением;
  • распоряжение руководителя предприятия о направлении сотрудника на обучение;
  • образовательная программа с указанием количества часов учёбы;
  • акт об оказании услуги;
  • копия документа, подтверждающего прохождение работником обучения, например, диплом или аттестат.

Если повышение образования специалиста производится в интересах самого человека, а не для увеличения экономической прибыли организации, то затраты, сопровождающие этот процесс, не должны учитываться при расчёте налога на прибыль. То есть уменьшать таким образом налогооблагаемую базу нельзя.

Чтобы налогооблагаемая база была снижена законно, необходимо доказать, что в учёбе работника присутствует экономическая выгода для организации и существует связь между образовательной услугой и производственной деятельностью предприятия. Например, если компания занимается оказанием транспортных услуг, а работник обучается на визажиста, то расходы на его учёбу не могут влиять на размер налогооблагаемой базы.

Чтобы предприятие успешно функционировало и развивалось, ему необходимы квалифицированные специалисты. Для этого наниматель оплачивает различные учебные программы для персонала, но обучение работников за счёт работодателя по ТК РФ предполагает либо последующую отработку потраченных средств, либо их компенсацию.

Источник: https://trud.help/priem/obuchenie-sotrudnika-st-249-tk-rf/

Все, что нужно знать о пожарно-техническом минимуме

С отрывом от производства

Чтобы вы имели полное представление о том, как организован процесс прохождения обучения пожарно-техническому минимуму (ПТМ), мы решили разобрать ключевые моменты в статье.

  • По каким стандартам ведется обучение?

Процесс организован по Нормам пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 года № 645. В документе говорится, что каждый сотрудник обязан быть проинструктирован минимум раз в 6 месяцев.

Кроме инструктажа, существует расширенная программа обучения пожарного минимума. Например, стандартных инструкций достаточно офисным сотрудникам: менеджерам, бухгалтерам, секретарям. Но специалистам, которые напрямую связаны с пожароопасными работами, требуется ПТМ.

  • Кому нужна лицензия, а кому – нет?

Лицензия нужна только обучающей организации. Тем, кто толькопроходит обучение пожарно-техническому минимуму, такой документ не требуется.

  • Когда требуется согласование с МЧС, а когда – нет?

Введение в тему и первый инструктаж не нуждаются в согласовании. Другое дело – программы обучения ПТМ. Их следует утверждать.

  • Кто из сотрудников должен обучаться на рабочем месте, а кто – за его пределами?

Обучение бывает двух типов: на территории обучающей организации и на территории самого предприятия. В первом случае человек выезжает в специализированный центр, чтобы получить нужные знания.

Во втором случае процесс организуется «у станка». Большинство людей обучаются, не отходя от рабочего места, но некоторые лица обязаны учиться у специалистов.

Например, обязательно обучение ответственных лиц за пожарную безопасность в организации.

  • Как формировать комиссии для аттестации сотрудников?

Требования и вся необходимая информация указываются в четвертом разделе вышеупомянутого документа. 

Теперь рассмотрим каждый вопрос по отдельности

Именно директор является тем самым ответственным лицом, которое отвечает за инструктаж и ПТМ.

Для инструктажа создаются спецпрограммы. Наполнение и временные рамки обучающего процесса прописаны в пунктах 11-30 Приказа № 645.

Повторный инструктаж ложится на плечи одного из сотрудников организации. Директор с помощью приказа назначает его ответственным лицом. Поэтому раз в 6 месяцев специалист организует повторение пройденного материала (п. 22).

Программы прохождения обучения пожарно-технического минимума отправляются на утверждение в МЧС по месту нахождения компании (п 53).

Нужно помнить, что обучение является одним из ключевых требований пожарной безопасности. Его задача – научить персонал правильно реагировать в ситуации возгорания. Если игнорировать требования, то предприятие получит предупреждение или административный штраф (ст. 20.4 КоАП).

Физические лица штрафуются на сумму от 1 000 до 1 500 рублей, должностные – от 6 000 до 15 000 рублей, компании – от 150 000 до 200 000 рублей.

Если установлено, что нарушение случилось по вине лица, отвечающего за пожарную безопасность, и халатность привела к смерти / травмам людей, за это предусматривается уголовная ответственность (ст 219 УК). Обвиняемому грозит до 7 лет лишения свободы. 

Кому требуется ПТМ

Углубленные знания, полученные от узких специалистов на территории специализированных учреждений, нужны:    

  • обучение обязательно директорам, специалистам и ответственнымза пожарную безопасность лицам;
  • директорам и исполняющим их обязанности;
  • сотрудникам, работа которых сопряжена с риском возгорания, взрыва;
  • начальникам добровольных дружин;
  • операторам пожарных машин, мотопомп в детских санаториях, лагерях;
  • другим лицам – по решению руководства. <

Директора отвечают за безопасность своей организации и подчиненных. Поэтому ПТМ для них обязателен.

Ключевая задача – получить представление о существующих требованиях в данной области, а также приемах и действиях в ситуации возгорания.

Также они должны получить умения по теме профилактики возгорания, эвакуации персонала и спасения имущества (п. 3 Правил противопожарного режима, п. 31 Норм пожарной безопасности).

Директора, которые не захотели тратить свое время на прохождение курса, будут привлекаться к административной ответственности (ч.1 ст 2.4 Кодекса об административных правонарушениях).

Чтобы обеспечить должный уровень безопасности предприятия и сотен людей, которые трудятся на его территории, директор и ответственные лица изучают требования, которые касаются:

  • противопожарного режима;
  • рисков техпроцесса и производства, сопряженных с возгоранием;
  • действий на случай возгорания, позволяющих научиться предотвращать возгорания, спасать жизни и имущество.

Директора и персонал предприятий, не связанные с опасными техпроцессами, учатся месяц после приема на работу. Далее им требуется обновлять свои умения каждые три года.

Если деятельность компании и персонала связана с процессами, которые могут вызывать пожар, взрыв, первичное обучение стандартное – месяц после устройства на работу. Но повторяется оно ежегодно.

Периодичность обучения бывает разной. Все определяет область деятельности, в которой действует организация.

Обязательно учтите, что руководители и специалисты предприятий, связанных с пожаро- и взрывоопасным производством, должны обучаться в специальных центрах. Здесь есть полигоны, которые позволяют учесть специфику производства.

Сотрудники компании, которая связана с пожароопасной деятельностью, а также имеет большой коллектив – от полусотни человек одновременно находится на ее территории – должны уметь на практике пользоваться средствами пожаротушения.

Кто освобожден от ПТМ

Далеко не всем сотрудникам нужно обучаться ПТМ. Вот список лиц, которые могут обойтись без данного курса:

  • специалисты с дипломом инженера (техника) пожарной безопасности;
  • работники федерального органа исполкома, которые ежедневно решают вопросы в данной области;
  • преподаватели предмета «пожарной безопасности» со стажем от 5 лет.

Указывается в п. 33 Приказа № 645.

Обучение с отрывом от производства

Терминология «отрыв от производства» означает, что люди на определенный период освобождаются от профессиональной деятельности, чтобы пройти курсы.

Процедура обязательна для:

  • директоров, главных специалистов, исполняющих их обязанности лиц;
  • сотрудников, которые отвечают за поддержание должного уровня безопасности, обучение персонала;
  • глав добровольных дружин;
  • управляющих детских учреждений, работающих в области оздоровления;
  • сотрудников, чья работа сопряжена с риском возгорания;
  • операторов пожарных машин, мотопомп в детских заведениях;
  • прочих людей – по решению директоров.

Где проходит обучение

  • На учебных площадках заведений с пожарно-техническим уклоном.
  • На территории центров ФС МЧС.
  • На площадках центров по ГО и ЧС.
  • На базе МЧС.
  • На территории компаний, которые получили сертификат на обучение населения.

Кто проводит обучение

Право обучать людей имеют специализированные образовательные учреждения с соответствующим профилем, методцентры и филиалы ГПС МЧС, а также учебные площадки ВДПО, физические и юридические лица, прошедшие сертификацию.

Когда обучающая программа пройдена, назначается своего рода аттестация. Качество полученных знаний оценивает квалификационная комиссия, которая формируется директором организации. Обычно в нее входит от 3 специалистов. Итоги экзамена протоколируются (приложение №4 «Противопожарный инструктаж и ПТМ»).

Если вы успешно проходите комиссию, то получаете удостоверение (приложение №5), подписанное членами комиссии и отмеченное печатью. В нем отмечаются сроки переаттестации.

Обучение пожарной безопасности на предприятии

Большая часть сотрудников предприятия учатся «у станка»:

  • руководители отделов и главные специалисты, чья работа сопряжена с риском возгорания, взрыва;
  • сотрудники, которые несут ответственность за безопасность;
  • сотрудники из сферы дошкольного образования;
  • специалисты, которые занимаются круглосуточной охраной;
  • члены добровольных дружин;
  • сотрудники, которые привлекаются к реализации взрывопожароопасных задач.

Чтобы обучить специалистов в рамках собственной организации, требуются особые программы для изучения пожарно-технического минимума. Они составляются с учетом:

  • сферы деятельности;
  • обязанностей персонала и отраслевой документации.

Требования указываются в пунктах 6, 36, 51 Приказа № 645.

Такие программы ставят целью обучить сотрудников использовать огнетушители и прочие средства пожаротушения. Они помогают научиться правильно вести себя в ситуации Х, проводить эвакуацию и оказывать помощь пострадавшим (п. 55).

Субъекты РФ могут такие программы создавать. В столице обучающие курсы создает Противопожарная служба города (п. 2ст. 14 Закона от 12.03.2008 №13). Подготовленные проекты утверждаются в ГПН (п. 53 Приказа № 645).

Обучение мерам пожарной безопасности работников организации на ее территории выглядит следующим образом. Ответственное лицо – директор или специалист, который назначается приказом, организует учебный процесс. Обязательное условие – прохождение подготовки на специальных полигонах (п. 39, 40).

После завершения обучения нормам пожарной безопасности работники предприятия экзаменуются специальной комиссией. Заранее прорабатывается список вопросов. Экзаменующие лица назначаются директором. Обязательно в состав входит председатель, заместитель, секретарь. Размеры комиссии могут быть и больше. Главное, чтобы специалисты прошли обучение в сертифицированных центрах (п. 43, 44).

Результаты экзамена заносятся в протокол (Методические рекомендации, форма составления).

Если человек не прошел аттестацию, в течение 1 месяца с момента неудачной попытки он должен пройти пересдачу (п. 3.2 Методических рекомендаций по организации обучения).

По итогам аттестации человек получает квалификационное удостоверение. Оно подтверждает, что человек знает и умеет действовать в ситуации Х, попрактиковался в способах эвакуации, ликвидации возгорания, оказании первой помощи.

Когда аттестация может проводиться вне очереди

  • Введены новые или изменены старые нормативно-правовые акты, связанные с темой безопасности.
  • Запускается новая техника.
  • Изменились техпроцессы, что создает необходимость в дополнительном обучении ответственного за пожарную безопасность в организации.

  • Человек назначается или переводится на другое место, сопряженное с определенными рисками.
  • Найдены нарушения или сотрудники показали недостаточный уровень компетентности.
  • Случилось возгорание.
  • Сотрудник более года не работал по указанной специальности.
  • Проводится проверка пожарного надзора.

Все это указано в пункте 46 Приказа № 645.

То, в каком порядке и насколько углубленной будет проводиться проверка, зависит от инициирующего лица (п. 47). Контролирует ситуацию руководитель предприятия.

Многие директора задаются вопросом: можно ли газорезчикам и сварщикам обучаться на рабочем месте и экзаменоваться у комиссии, которая назначается директором. Ответ будет однозначным – нет. Для них предусмотрена специальная программа обучения на полигонах.

Газосварочные и прочие работы, непосредственно связанные с огнем и риском возгорания, взрыва – ключевая причина отправить специалиста на курсы. Обучение должно проводиться узкими специалистами на специально оборудованных площадках. Поэтому руководителям придется освобождать своих специалистов от работы на время прохождения обучения (п.36). 

Источник: https://www.magazin01.ru/blog/articles/vse-chto-nuzhno-znat-o-pozharno-tekhnicheskom-minimume/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.